ГЕРДА
2021, Россия, 116 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Наталья Кудряшова
В ролях: Анастасия Красовская, Юра Борисов, Юлия Марченко, Дариус Гумаускас, Мария Леонова
«Герда» – второй полнометражный фильм Натальи Кудряшовой. Её дебютная работа «Пионеры-герои» формально рассказывала о ностальгии по Советскому Союзу, но на самом деле показывала тоску по безвозвратно ушедшему безоблачному детству. Лента не снискала успеха у широкой общественности.
Такой же оказалась и вторая работа выпускницы Нижегородского театрального училища, курса Ривы Левите. В «Герде» молодая постановщица не пытается во всей полноте написать портрет современной России, но по касательной задевает многие касающиеся нашей страны остросоциальные вопросы.
Главная героиня произведения – юная студентка Лера (Анастасия Красовская) работает на двух работах. Днём она ходит по квартирам с социологическими опросами, а ночью трудится в стриптиз-клубе. Ночная работа – способ выжить, дневная – шанс ближе познакомиться с получаемой специальностью.
От шеста и коллег по вынужденному ремеслу девушку тошнит. Отвечающие ей на опросники люди вызывают жалость, тревогу, страх и непонимание.
Ещё больше ситуацию усложняет сложная обстановка в семье: отец Леры бросил их с матерью и ушёл к другой, но регулярно приходит к ним в квартиру и мучает бывшую жену и дочь. В свою очередь, мать девушки мало-помалу сходит с ума. Слабая нервная система и расшатывающий психику бывший муж вкупе с неустроенностью по жизни выбивают почву из-под ног женщины.
«Герда» – не фильм об изнанке мира стриптиза и проституции. И хотя несколько ярких сцен, показывающих что происходит в этих злачных заведениях в картине есть, история Кудряшовой концентрируется на другом.
Это постановка о сильной девушке, находящей силы для борьбы за свою жизнь не вовне, но внутри себя. Это печальная повесть о сжирающих изнутри монстрах, которых породила сама жизнь.
В постановке много сцен с обнажённой натурой, но назвать «Герду» чрезмерно откровенной или пошлой лентой нельзя. Всё дело в том, что для Кудряшовой нагота – не цель, а средство.
Обнажая тело, персонажи настойчиво пытаются закрыться, спрятаться от пугающего, враждебно настроенного внешнего мира. В этом смысле ключевыми являются сцены иллюзорных снов Леры. В них она оказывается в сюрреалистическом, фантасмагорическом, пленяющим яркими красками мире. Она парит в воздухе, а вокруг ощущаются покой и безмятежность.
Именно этого остро не хватает девушки в реальности. За неожиданным поворотом следует ещё более неожиданный поворот. За ударом судьбы таится новый удар. Даже родные и близкие способны – бессознательно, не нарочно – причинить сильную боль.
Кудряшова сопоставляет мир вокруг и выстроенную около родителей вселенную Леры. Казалось бы, семья априори должна внушать спокойствие, быть синонимом защищённости и счастья. Однако на практике так бывает далеко не всегда.
В силу разных причин формирующаяся личность с малых лет может недополучить свою долю внимания, заботы и ласки. И тогда неустроенность мира вокруг покажется простой забавой в сравнении с проблемами в семье.
Но отрезать пуповину и взять ответственность за свою жизнь – возможно, самый смелый и сложный поступок, особенно когда обстоятельства складываются не в твою пользу.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 14 октября