Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Спенсер
Автор: Сергей ПрудниковДата: 06.12.2021 06:41
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

СПЕНСЕР (SPENCER)
2021, Великобритания – Германия – США – Чили, 117 мин.
Жанр: драма, биография
Режиссёр: Пабло Ларраин
В ролях: Кристен Стюарт, Джек Фартинг, Тимоти Сполл, Салли Хокинс, Джек Нилен, Фредди Спрай, Шон Харрис, Стелла Гонет, Рихард Заммель, Элизабет Беррингтон, Лоре Стефанек


Диана, принцесса Уэльская, является, пожалуй, одной из самых противоречивых персон современной истории. Тот факт, что не проходит и года, чтобы на западе не сняли новую картину о жизни скандальной принцессы, уже о многом говорит, а третье место в списке ста величайших британцев в истории подтверждает особую роль Дианы Спенсер для английского общества. Любимица миллионов, которая была откровенно несчастна в браке с наследником британского престола, Диана всегда привлекала к себе внимание как репортёров, так и простых горожан, что создавало слишком много проблем и для неё самой, и для королевской семьи.

Чилийский режиссёр Пабло Ларраин решил внести свою лепту в кинематографическую интерпретацию узнаваемого образа леди Ди. Его драма «Спенсер» посвящена трём рождественским дням 1991 года, когда Диана узнала о романе супруга с Камиллой Паркер-Боулз, но вынуждена, не смотря на свои сильные переживания и страхи, следовать королевскому протоколу и провести праздники в Сандрингемском дворце. Страдающая от предательства и непонимания со стороны монаршей фамилии, Диана медленно погружается в пучину отчаяния, всё больше задаваясь вопросом, кто она такая и чего на самом деле хочет.

Уже на стадии кастинга, «Спенсер» обескураживала, ведь на титульную роль режиссёр пригласил Кристен Стюарт, которая, во-первых, ни разу не британка, а во-вторых, имеет слишком специфическую репутацию в Голливуде. Однако, глядя на игру Стюарт в «Спенсер» вы едва ли узнаете сумеречную Беллу или пацанку, в коем амплуа так любит представать Кристен. Её Диана – это собирательный образ, который, в большей степени, сформирован из общественной памяти о принцессе и впечатлений о ней, чем из биографических моментов жизни. Стюарт старательно изображает британский акцент, копирует походку, мимику и жесты Дианы, а костюмеры мастерски воссоздали впечатляющий королевский гардероб, но, кажется, ни у актрисы, ни у режиссёра не было цели воссоздать точный образ. Недаром ленту предвосхищает эпиграф «Притча из подлинной трагедии», словно бы акцентируя внимание на том, что всё, что Ларраин предлагает нам в ближайшие два часа – субъективщина с элементами художественного вымысла, не претендующая на историческую достоверность.

Исходя из этого, режиссёр делает Диану буквально шекспировской героиней, страдающей в стенах невыносимо огромного и холодного замка, где вместо того, чтобы прибавить отопление, чтобы дети не мёрзли, им выдают бесчисленное множество одеял. Борьба Дианы с устаревшими королевскими правилами и отношением к себе лишь как к матери наследников престола, игнорируя её личные качества и чувства, следует чётким лейтмотивом на протяжении всей ленты, перемежаясь с поиском себя и своего места в этом чужом и недружелюбном мире.

Разрываясь между долгом короне и собственными желаниями, Диана постепенно сходит с ума и видит призрак Анны Болейн, с которой начинает себя ассоциировать ввиду схожих проблем с супругом. Моментами «Спенсер» отдаёт психоделическим хоррором, когда Диане вдруг начинают мерещиться слишком реалистичные видения или когда Стюарт в шикарном платье и резиновых сапогах шагает по ночному полю к дому своих предков под тревожную музыку Джонни Гринвуда. Кажется, что ещё немного, и героиня и правда пойдёт по стопам своей обезглавленной предшественницы, но мрак безысходности рассеивается, когда Ларраин выводит на передний план взаимоотношения Дианы и её сыновей – юных Уильяма и Гарри – или создаёт трогательную привязанность к гардеробщице Мэгги в исполнении Салли Хокинс.

Кто-то упрекнёт «Спенсер» в прогибании под современные либеральные тенденции, где намекается на интимную связь Дианы и Мэгги, влюблённой в свою работодательницу. Но правда состоит в том, что никакой Мэгги в жизни леди Ди не было, а Мэгги лишь собирательный образ всех тех близких принцессе людей, которые понимали и поддерживали её в непростой период жизни во дворце. Сценарист картины Стивен Найт подтверждает это, поясняя, что в окружении Дианы всегда хватало тех, кто не разделял политику дворца. Вдохновением для образа Мэгги мог послужить Пол Баррел, дворецкий Дианы и её самый близкий друг, которому принцесса безоговорочно доверяла. Баррел, будучи открытым геем, имел содействие со стороны принцессы, которая, в свою очередь, всегда славилась своей благотворительностью и борьбой против СПИДа.

«Спенсер» – картина не менее скандальная, чем та, о жизни которой она снята. Показанная здесь Диана – это взбалмошная и наивная идеалистка, идущая наперекор всем ради своих прихотей и желаний. Зритель разделяет её страдания, ведь на контрасте с главной героиней предстаёт чопорное и излишне замороченное на традициях венценосное семейство, где дети мёрзнут от холода в старом замке, укрытые парой одеял, десяток корги разъезжает на персональном автомобиле следом за своей именитой хозяйкой, а успех рождественского ужина определяется набранным весом. Виндзоры в вариации Пабло Ларраина – абсолютно дисфункциональная семья, с нормами и порядками которой Диана ведёт такую отчаянную борьбу, но, как мы знаем из истории, проигрывает её по всем фронтам. И хоть в рамках сюжета «Спенсер» Диана одерживает крохотную победу над устоями короны, для реальной Дианы Спенсер, к сожалению, свобода далась слишком дорогой ценой.


Сергей Прудников

В кино с 9 декабря
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 443 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio