Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Тихий омут
Автор: Егор РябцевДата: 09.12.2021 03:26
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ТИХИЙ ОМУТ (STILLWATER)
2021, США, 139 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Том МакКарти
В ролях: Мэтт Дэймон, Камилль Коттен, Эбигейл Бреслин, Дианна Данаган, Идир Азугли, Анн Ле Ни, Мусса Мааскри, Изабель Танакил


После слабого критического приема «Сапожника» и неожиданного последующего «Оскара» с «В центре внимания» Том МакКарти вновь берёт в руки камеру и… снимает «Тимми Фейл: Допущены ошибки» – детский проект низкого качества для Disney+. Серьёзно? А затем последовал и «Тихий омут» – независимый полу-триллер, который приняли аплодисментами на Каннском кинофестивале. Тщательно отражающий авторский стиль режиссёра, этот фильм почти невозможно описать, не заходя в мир спойлеров – похожая ситуация была и с «В центре внимания». С одной точки зрения, «Тихий омут» можно обозвать сентиментальным, с другой – зловещим. Более того, сценарий не боится затрагивать серьёзные драматические и социальные темы, по большому счёту понятные только европейцам и американцам.

Мэтт Дэймон играет Билла Бейкера – серьёзного и богобоязненного здоровяка, настолько эталонного американского реднека, что его впору заносить в палату мер и весов: живёт мужик в Оклахоме, гордо владеет двумя пушками, голосовал за Трампа, а ещё вытатуировал орла на руке. Его дочь Эллисон уже четыре года отбывает срок в Европе: девушку обвинили в убийстве другой студентки и отправили в тюрьму. Хотя у Эллисон был мотив, да и улики указывают на неё, Билл уверен в невиновности дочери, и регулярно навещает её в тюрьме в Марселе. Подобно другому героическому отцу в исполнении Лиама Нисона, Билл также обладает навыками, способными вызволить дочь, только заключаются они в более приземлённых вещах – плотничестве, да силе богатырской. Действуя напролом, мистер Бейкер пытается доказать невиновность дочки и отыскать настоящего убийцу.

Начинаясь как драма, «Тихий омут» быстро эволюционирует в форму триллера, после чего укореняет атмосферу в понимании контекста и места действия. Для американского залётчика Билла Франция становится местом чужеродным, отнюдь не экзотическим и даже не особо цивилизованным. Билл следует по социальным, расовым и политическим слоям Марселя, много время проводя в гетто. Сценарий вызывает дискомфорт, но скорее в хорошем смысле: Билл чувствует себя во Франции неуютно, а его американская аура привносит особое обаяние. Когда детективная работа протагониста заходит в тупик, «Тихий омут» вообще превращается в типичное французское кино: где-то минут на сорок повествование буквально ставят на паузу, а Бейкер начинает размышлять об отцовских и романтических связях. Иными словами, треть фильма вообще посвящена тому, как неудачник из американской глубинки нашел в платонических отношениях в Европе второй шанс в жизни… а затем всё вновь возвращается к основной истории, что только усиливает впечатление от этих двух разных стилей кинопроизводства.

Эти разрозненные нити повествования, соединяющиеся в нечто резонансное, и проявляют самый интересный контраст событий «Тихого омута». Стоит насилию вновь проскочить в сюжет, это сперва выглядит нелепо, но затем картина собирается воедино: мрачность «Тихого омута» пряма и навязчива: конечно, сценарий не всегда правильно использует свои жанровые предпочтения, и представляет собой развлекательный, хотя и слишком затяжной драматический триллер, но всё же «Тихий омут» этим и привлекателен – своей необычностью на фоне других подобных проектов о «родственниках в опасности».

Излишне говорить, что Билл Бейкер – не Джейсон Борн. По мере того, как сюжет «Тихого омута» укрепляется в триллерной составляющей, ясно, что Мэтт Дэймон давно хотел поэкспериментировать со своей тёмной стороной. Свою актёрскую игру он компенсирует неотёсанностью персонажа, а лёгкая комедия о культурных различиях настолько трогательна, что можно даже забыть о трагической причине посещения Биллом Франции.

Этот неплохой образчик неонуара временами может казаться слишком медленным, но, вероятно, «Тихому омуту» это идёт только на пользу: всё же сценарий сконцентрирован в первую очередь на детализированном исследовании персонажей, а не на аллегориях – кое-кто, дескать, разглядел в Билле образ персонифицированной Америки, а в поисках настоящего убийцы – метафору на вторжение в Ирак. Однако ни эти домыслы, ни синопсис, ни даже скромный трейлер не в состоянии передать те человеческие эмоции, на которых основан фильм – сюжетные повороты, постоянно встречаемые в кинолентах подобной структуры, оказываются именно потрясением для зрителя, а не ленивыми ходами. И самое главное: медленное превращение упрямого и мрачного Билла в человека, которому не наплевать на окружающих, выглядит вполне естественным и, учитывая сокрушающий финал, действительно демонстрирует принадлежность «Тихого омута» к одному из самых недооценённых жанров – нуару.


Егор Рябцев
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 426 гость(ей) : Кирилл Банницин
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio