ВИРТУОЗ (THE VIRTUOSO)
2021, Катар-США, 110 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссёр: Ник Стаглиано
В ролях: Энсон Маунт, Эбби Корниш, Энтони Хопкинс, Дэвид Морс, Эдди Марсан, Ричард Брэйк, Диора Бэрд
Что-то не давало покоя при просмотре «Виртуоза». Вероятно, довольно озорные мысли: Энтони Хопкинс, почтенный голливудский старец, только-только получивший премию «Оскар» за «Отца», не пришёл на церемонию… потому что спал. Снились ему, надо полагать, точно не сны о «Виртуозе»: малобюджетном триллере о философствующем (читай – занудствующем) киллере и о том, как ему, оказывается, нелегко жить. Роль, которую Хопкинс исполняет в этой ленте, он буквально мог бы сыграть даже во сне и, если пошутить, этим и занимался вместо церемонии награждения: здесь у него всего 2-3 минуты экранного времени, что не помешало пиар-группе вывесить его лицо на постер. Что ж, несмотря на то, что зрелище это временами захватывающее и полное неопределенности, «Виртуоз» не является фильмом в традиционном понимании: большая часть повествования ведётся от второго лица в форме настоящего времени и главный герой (наёмный убийца, которому поручили «дело» в маленьком городке) постоянно комментирует свои действия. Тем самым, «Виртуоз» ограничен по смысловой части, но создатели, к их чести, приложили все усилия, чтобы создать несколько сюжетных головоломок, которые зритель должен отгадать по мере развития событий.
Виртуоз – убийца, живущий ради денег. Он словно Фрэнк Мартин из «Перевозчика» беспрекословно подчиняется своим же собственным правилам, сохраняет дистанцию от социума, сторонится личных контактов. Дряхлый Энтони Хопкинс играет его босса, который некогда был военным товарищем отца Виртуоза. Начальник выдаёт задания, а киллер же находится в состоянии депрессии: на своём последнем задании он случайно устраняет вместе с целью и невиновную женщину. Несмотря на подавленное состояние, по поручению своего босса Виртуозу надо устранить таинственного человека, скрывающегося в маленьком городке.
Большая часть сюжета происходит, если так можно выразиться, в голове у главного героя. На протяжении всей ленты протагонист ведёт непрерывный монолог, рефлексируя на тему своей жизни и комментируя собственный подход к работе. Он всегда сохраняет контроль: вот в прологе герой казнит мужчину, после чего спокойно покидает здание. Интересно, что, судя по всему, деяния Виртуоза – вынужденные, т.е. он не получает удовольствия и не считает такой способ зарабатывания денег приемлемым. Тем не менее, он методично выполняет свою работу и является настоящим профессионалом. Подобный способ повествования и личность главного героя задают тон фильма: здесь почти нет экшна; вместо этого сюжет сохраняет прохладный (замогильный) ритм действия. Киллер оценивает цели, а далее избавляется от врагов: с одной стороны, это похоже на экранизацию миссий игр серии Hitman, а с другой – демонстрирует отсутствие воображения у авторов. Несмотря на всё разнообразие, которое искусственно пытаются добавить создатели, история остаётся довольно прямолинейной.
Неуклюжий сценарий при этом старается пробежаться по всем жанровым клише. Временами «Виртуоз» попросту смешон: образы киллера-одиночки в пальто, а также босса, сидящего за столом в тени, кажется, использовались в кино ещё лет девяносто назад. Персонажи не получаются живыми, а попытки сценаристов сделать историю загадочной бьются о борт их же собственного недоверия к своей аудитории. Актёры всеми силами пытаются впрыснуть жизнь в происходящее на экране монотонное действие, особенно исполнивший главную роль Энсон Маунт, больше похожий на давно потерянного и несчастного брата Джона Траволты, и выглядит он сурово, но при этом и типично для жанра.
«Виртуоз» не лишён изящества, обладает интригующей центральной фигурой, здесь есть многое, что может понравиться. Однако объективно кино по уровню своего кинематографического качества среднее, хотя бы из-за заунывности своего действа – кроме игры на условностях вроде «киллер среди нас» этот типичный криминальный боевик ничем не может похвастаться. Вдобавок главный герой отличается недостатком харизмы. Такое прощается в жанровых фильмах, особенно если режиссёр демонстрирует талант в иных элементах, но «Виртуоз» зачастую плоский и даже дешёвый: типичное одноразовое зрелище для малого экрана – посмотреть, забыть и никогда больше не возвращаться.
Егор Рябцев