МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХ: ТРАНСФОРМАНИЯ
(HOTEL TRANSYLVANIA: TRANSFORMANIA
2022, США, 87 мин.
Жанр: фэнтези, анимация, семейный
Режиссёры: Дерек Драймон, Дженнифер Клуска
Роли озвучивали: Брайан Халл, Энди Сэмберг, Селена Гомес, Кэтрин Хан, Стив Бушеми, Дэвид Спейд, Кигэн-Майкл Ки, Эшер Блинкофф, Брэд Эбрелл
В отеле «Трансильвания» готовятся отпраздновать 125-летний юбилей со дня основания Дракулой убежища для монстров, а сам хозяин подумывает уйти на пенсию вместе с возлюбленной Эрикой, завещав управление семейным предприятием Мэвис и Джонни. Однако перспективы вручить ключ от отеля человеку, да ещё такому эксцентрику как зять, вызывают беспокойство у Драка. Сам же Джонни опечален тем, что тесть не считает его равным себе и предпринимает отчаянный шаг – с помощью магического жезла Ван Хельсинга Джонни обращает себя в монстра, только вот всё идёт совершенно не по плану, и магия обращает всех прочих – а именно наших старых знакомых Дракулу, Вольфыча, Фрэнка, Мюррея и Гриффина – в людей. Теперь некогда легендарным монстрам нужно свыкнуться с тяготами человеческой жизни, а Джонни научиться быть монстром. А Мэвис и Эрике понять, как вернуть всё обратно.
Анимационная франшиза «Монстры на каникулах» студии Sony Pictures Animation всегда стояла особняком от прочих аналогичных работ. Первый мультфильм, поставленный режиссёром Геннди Тартаковским, был настоящей авторской жемчужиной, выворачивающей классические мотивы о легендарных чудовищах таким образом, что знакомые Дракула, Мумия, Человек-волк и Франкенштейн представали в совершенно неожиданном комедийном амплуа. Дракула – успешный бизнесмен и управляющий отелем, а также отец-одиночка; Человек-волк, он же Вольфыч, - многодетный и до чёртиков уставший папаша для своры шаловливых щенков; Франкенштейн женат на своей бывшей невесте Юнис, а Мумия и Невидимка – наслаждающиеся жизнью холостяки и тусовщики. Сценаристы представили, что было бы, если бы данную инфернальную коммуну разбавил самый заурядный человек – паренёк Джонни. Как итог, Джонни влюбился в дочь Дракулы – Мэвис – и уже во второй части молодые счастливые супруги и родители малыша Дэнниса, а монструозный отель предстаёт утопией для простых людей и монстров.
Стоит отметить, что первые две части «Монстров на каникулах» прекрасны сами по себе, но и отлично работают в спайке, как история развития одной не совсем обычной семьи. Обе части поставил Тартаковский, и они наполнены первоклассным юмором и смешными гэгами. Однако, с третьей части на пост режиссёров встали дуэт Дерека Драймона и Дженнифер Клуски, и это, по всей видимости, не пошло на пользу серии.
Совершенно необязательный триквел хоть и оказался не менее весёлым, но уже скорее паразитировал на наследии первых частей. Дракула, представленный как конченный романтик, нежно любящий свою покойную жену, вдруг снова влюбляется, да ещё в наследницу Ван Хельсинга, и этот твист, противоречащий природе персонажа, многим зрителям не понравился. Рейтинг «Монстры на каникулах: Море зовёт» откровенно просел, что, впрочем, не помешало Sony запустить производство четвёртой части.
Квадриквел несколько раз переносили, ссылаясь на пандемию, и, в конечном счёте, просто продали потоковому сервису Amazon. Тут к гадалке не ходи, и так понятно, что у «соников» закрались определённые опасения касательно коммерческой судьбы своего детища и дабы себя обезопасить, мультфильм предпочли отдать для цифрового релиза, чтобы не нести убытки от не слишком успешного проката в кинотеатрах.
К сожалению, «Трансформания», у руля которой снова встали Драймон и Клуска, производит уже менее приятное впечатление на фоне более успешных первых частей. С одной стороны это всё те же знакомые герои, с другой – уж слишком здесь надуманный конфликт. Дракула снова предстаёт непоследовательным героем, который каждую часть до этого смиряется с выбором спутника жизни своей дочери, но в четвёртой части опять недооценивает Джонни, считая его не самым удачным кандидатом для управления отелем. При том, что превращение монстров в людей – это логический и закономерный сюжетный ход, который обязан стать источником для множества забавных ситуаций. Но сценаристам, в числе которых и сам Тартаковский, кажется, не хватило чувства юмора, чтобы предложить что-то по-настоящему весёлое. К примеру, ставший человеком добряк Фрэнк вдруг стал неимоверно эгоцентричным и самовлюблённым, обретя, к тому же, страсть к селфи, а обретший снова видимость Гриффин оказался самым настоящим эксгибиционистом, что приводит к парочке крайне сомнительных сцен, когда зрителю буквально крупным планом тычут с экрана пятой точкой героя. Не самое привлекательное зрелище, особенно на фоне добротного юмора, которым были пронизаны первые части. К сожалению, качественных шуток в «Трансформанию» не подвезли – это, пожалуй, наименее смешная часть из всех, хотя, казалось бы, сам сюжет с превращением монстров в людей – кладезь для остроумных приколов.
Определённые изменения произошли и в команде озвучивания, которые, впрочем, едва ли останутся заметны, если вы смотрите мультфильм в дубляже. Проект покинули Адам Сэндлер и Кевин Джеймс, ранее озвучивавшие Дракулу и Фрэнка. Им на смену пришли Брайан Халл и Брэд Эбрелл соответственно. Но для российских поклонников этот момент отнюдь не критичен – Сергей Бурунов и Владимир Антоник всё ещё при делах. Однако уход двух ярких звёзд является ещё одним тревожным звоночком, намекающим на то, что анимационный хит Sony всё же себя изжил. Самым лучшим решением для студии станет завершить историю «Трансформанией» и никогда больше не возвращаться в отель «Трансильвания», дабы не идти по пути отечественной студии «Мельница», не способной остановиться в конвейерной штамповке однотипно не смешных похождений русских богатырей. Слишком хороши были первые части Тартаковского, чтобы загубить впечатления от них новыми поделками Драймона и Клуски.
Сергей Прудников
Цифровой релиз с 14 января