ТРИ ИКСА (xXx)
2002, США, 124 мин.
Жанр: адреналиновый экшн
Режиссёр: Роб Коэн
В ролях: Вин Дизель, Азия Ардженто, Мартон Чокаш, Сэмюэл Л. Джексон, Рихи Мюллер, Вернер Даен, Петр Якл, Ян Павел Филипенски, Том Эверетт, Дэнни Трехо, Ив, Тони Хоук, Раммштайн
Ночь. Островерхие башни в кадре выдают место действия с потрохами – это Прага с её знаменитым Тынским храмом. Несмотря на поздний час столица Чехии точно не спит. Под тяжёлые гитарные риффы Rammstein некий секретный агент определённо бондоновского толка крадёт у бандитов какой-то сверхважный чип. Но почивать на лаврах рано, ведь в попытке скрыться от преследователей незадачливый шпион оказывается в аду на рок-концерте, где смешаться с толпой оголтелых панков, готов и прочей субкультурной прослойкой общества явно не выйдет. Миссия обречена на провал – так, уже в экспозиции, режиссёр Роб Коэн предупреждает, что третье тысячелетие требует новых (анти)героев, а потому эра аристократов в элегантных костюмах осталась в прошлом (хотя, как мы знаем, бондиане вот не время умирать).
Больше никаких «взболтать, но не смешивать» и вот этого всего; теперь миру нужен растатуированный бритоголовый матерщинник-экстремал, который почти в любой злодейской компании XXI века сойдёт за своего. Тут-то и появляется Вин Дизель с татуировкой хХх на шее и угоняет красный Corvette не абы кого, а самого сенатора Калифорнии Дика Хотчкисса. Вероятно, внутренний Доминик Торетто главного героя уже вовсю ликует, но последующее трюкачество выглядит куда более выдающимся, чем покатушки на спорткарах. Так, вместе с опешившим чиновником, в зону Ксандера Кейджа угождает и зритель. Впрочем, немногим позже бесстрашного угонщика вербует страшно угрюмый агент АНБ Огастус Гиббонс, и теперь новоявленному бойцу предстоит заняться спасением мира против собственной воли.
В начале нулевых Роб Коэн нашёл идеальную формулу экшн-фильма со «своей» звездой: сначала был ныне уже культовый «Форсаж», а затем последовали и «Иксы». Жаль, что сотрудничество режиссёра и Вина Дизеля продлилось недолго: сегодня можно только гадать, какой могла стать их третья совместная работа и насколько адреналиновую франшизу она могла породить впоследствии. «Три икса» же – это ни в коем случае не деконструкция жанра шпионского боевика – здесь амбиции мелковаты, да и цели такой авторы явно не ставили. Вместо свежего взгляда на жанровые каноны сценарист Рич Уилкс, писавший скрипты к незабвенным хитам вроде «Обкуренные» и «Пустоголовые», выдал стандартную миссияневыполнимую историю: с опереточным злодеем, красоткой на подхвате и шпионскими гаджетами. Но вместе с тем зритель получил альтернативного протагониста-экстремала, который находится не на службе у правительства (он и стрелять-то толком не умеет), а наоборот – живёт по принципу fuck the system, таким образом вызывая зрительский отклик.
При этом приключения Кейджа увлекательны и почти не превращаются в запредельную позднефорсажную фантастику, а сами трюки поставлены и сняты чудо как хорошо. Да и в целом у фильма совершенно непринуждённая, панково-бунтарская атмосфера (недаром в сюжете фигурирует преступный синдикат под названием «Анархия-16»), что невольно подкупает: здесь вам и вышеупомянутый «Раммштайн» на пике популярности, и вечеринки с водочкой, и девочки в бикини, и, самое главное, не произнесено ни слова о семейных ценностях. Всё-таки тогда ещё стояли те дивные времена, когда Ксандер Кейдж и Доминик Торетто были отличимы, а человечеству не грозили никакие новые уровни и мировые господства – только качественное, истинно честное guilty pleasure.
Денис Федорук