ЁЛКИ 8
2021, Россия, 93 мин.
Жанр: как бы комедия
Режиссёры: Антон Богданов, Василий Зоркий, Александра Лупашко
В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Филипп Киркоров, Ольга Бузова, Евгений Кулик, Никита Ефремов, Анна Ивина, Константин Хабенский
Драматургическая конструкция новых «Ёлок» практически ничем не отличается от предыдущих частей. Константин Хабенский по-прежнему рассказывает истории о людях, готовящихся праздновать Новый год в разных городах России. Связывает же их один общий сюжет про маленькую девочку, которая хочет увидеть на праздник своего папу, покинувшего семью из-за ссоры с мамой. Исполнить желание юной жительницы прекрасной страны поможет волшебная сила приложения TikTok, а также теория шести «кнопконажатий», согласно которой для достижения любой мечты достаточно просто прийти на помощь другому.
За несколько новогодних вечеров франшиза «Ёлки» успела стать бессмертной, закрепившись в сознании многих зрителей как неотъемлемая часть зимнего праздника. Ведь сколько бы критики ни писали негативные отзывы, сколько бы блогеры ни снимали обзоры, высмеивающие практически каждый элемент этой серии, в конце декабря на «Ёлки» собираются полные залы людей самого разного возраста. И секрет такого успеха достаточно прост: даже самая плохая часть франшизы способна подарить несколько неплохих шуток и создать новогоднее настроение, руководствуясь работающими методами.
Поэтому и необходимость выхода новой части не вызывает никаких сомнений (с продюсерской точки зрения), даже несмотря на то, что предыдущая носила подзаголовок «последние». Те, для кого просмотр «Ёлок» стал новогодней традицией, пойдут на фильм, хотя бы ради интереса, что изменилось во франшизе с уходом создателя Тимура Бекмамбетова. Остальные же проигнорируют – и не зря, потому что восьмая часть вызывает ряд вопросов о логике всего происходящего с российским кинематографом. Автор же рецензии придерживается позиции, которая существенно отличается от мнения коллег, поэтому и этот текст – своеобразная попытка найти что-то хорошее даже в том фильме, который все считают явно плохим.
Восьмые «Ёлки», а если считать «Ёлки лохматые», то и вообще девятые, совершенно не выглядят как фильм, который можно порекомендовать посмотреть в праздничный вечер. Деградация сюжетов данной франшизы дошла до степени того, что даже наличие российских звёзд не спасает этот балаган. А практически каждая новая история взята из предыдущих серий, затем повторно пережевана и поэтому не вызывает никакого сопереживания своим героям. Так уже знакомые нам персонажи не получают в новой части развития, а служат лишь опознавательными знаками того, что перед нами тот самый фильм, начинавшийся вполне неплохо.
Но даже в этом море чудовищных идей и кринжа, можно найти неплохие моменты. Так начало фильма, когда Женя читает свой стенд-ап, чтобы развлечь Борю, а тот противоречиво относится к шуткам, может быть намеренной отсылкой на историю, когда молодого комика Идрака Мирзализаде арестовали за неудачную шутку
(и поделом депортировали, потому что он ведёт себя как мудак в любой стране, в которой оказывается, – прим. ред.). Подтверждает это то, что режиссёр нового фильма Антон Богданов непрерывно связан с миром российского юмора.
Ещё одно забавное сходство можно найти тогда, когда в дом Жени приходит Дед Мороз, который падает у него прямо в гараже. Тогда, чтобы спасти дедушку и начать праздники, Женя вызывает экстрасенсов, в числе которых оказывается и бухой Толик. Чуть позже упоминается и сама «Битва экстрасенсов», в которой в новом сезоне поучаствовал чернокнижник Влад Череватый, заявлявший, что может связываться с демоном по кличке Толик, который матерился на других участников проекта.
Создатели новых «Ёлок» иронично относятся и к своему продукту, то представляя логотип фильма с перевёрнутой восьмёркой – знаком бесконечности – в начальных титрах, то заявляя об обязательном выходе проекта, в связи с тяжёлым годом. Апогея череда юмора достигает тогда, когда на экране появляется Ольга Бузова, которая поёт перед людьми в бассейне свою самую популярную песню «Танцуй под Бузову». Дальше нам показывают реакцию бабушки, которая негативно относится к певице, что может напомнить ещё один неудавшийся российский фильм года «Блогеры и дороги», где также старые обычаи противопоставлялись современной культуре.
Впрочем, новая часть «Ёлок» отлично справляется со своей задачей, ведь служит отличным зеркалом всего плохого, что происходило с Россией в этом году. Она совсем не игнорируют новые культурные традиции, а делает их частью своего мира. При этом создатели не забывают о том, что представленные перед нами сюжеты трудно назвать хорошими, поэтому и не дают им только развиться, мгновенно обрывая фильм. Неплохо выглядит и креативный постер ленты – даже немного жаль, что он оказался плагиатом с работы одного норвежского фотографа. В отличие от предыдущих частей, новые «Ёлки» не расстраивают, а просто оставляют после себя пустоту. Впрочем, финал фильма, будто отсылающий к «Петровым в гриппе», оставляет надежду на то, что режиссёр новых «Ёлок» смотрит хорошее кино и сам понимает, что создал чудовищную картину.
Максим Клейн