ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (CAVEAT)
2020, Великобритания, 88 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Дэмиэн МакКарти
В ролях: Джонатан Френч, Лейла Сайкес, Бен Каплан, Инма Пэйвон, Конор Двэйн, Сэм Уайт
Тихий бородач Айзек получает от знакомого Мо предложение необычной работы – присмотреть некоторое время за племянницей Мо, Ольгой, которая живёт одна и нуждается в особом уходе. Но по мере приближения к месту вскрывается множество обстоятельств, доселе умалчиваемых: Ольга живет на острове, на котором нет лодок, сама она периодически впадает в кататонический ступор, а Айзек не имеет права заходить в её комнату и, чтобы не нарушать это правило, он должен быть прикован цепями, ограничивающими его передвижения по дому. Несмотря на обилие столь странных условий, Айзек соглашается, однако, вскоре понимает – в доме творится какая-то чертовщина, а единственный телефон находится у Ольги в комнате.
Эта дебютная для режиссёра и сценариста Дэмиена МакКарти картина относится к числу тех фильмов, которые чем страннее выглядят, тем лучше становятся – на первых порах вообще казалось, что стоит окрасить картинку в чёрно-белую палитру и из кино выйдет неплохое подражание «Голове-ластику». Постановщик-неофит, конечно, разворачивает свои таланты пока не на полную (многие критики задались вопросом, как бы выглядела его иная работа, располагай он куда большим бюджетом) и чем ближе «Предостережение» продвигается к финалу, а жанровая принадлежность становится более традиционной (наверное, не будет спойлером, что это криминальная афера), тем больше проседает кино и начинает выглядеть проще задуманного.
Однако даже такой результат показывает наличие у МакКарти режиссёрского и визионерского таланта, а потому «Предостережение» является прежде всего очень удачным упражнением в киноязыке, прекрасно иллюстрируя собой поговорку «голь на выдумки хитра», когда отсутствие большого бюджета с лихвой подстёгивает фантазию и креатив создателей. Поскольку дом, понравившийся МакКарти в качестве экстерьера, коим владели друзья режиссёра, был слишком красив внутри, пришлось раскошелиться на постройку сюрных интерьерных декораций, напоминающих ранние работы Дэвида Линча с его особой любовью к необычным осветительным приборам. Наиболее приятной деталью стал игрушечный кролик, любопытно используемый в фильме в качестве детектора всяческой чертовщины и найденный постановщиком на eBay – для придания ему ещё более крипового вида, с игрушки сняли мех и слегка доработали внешний вид.
МакКарти с лёгкостью наполняет облезлые коридоры мрачного дома ощущением страшной тайны пополам с болезненностью, отражающей непростое психологическое состояние Ольги, в которое внезапно должен окунуться и Айзек. Ловко тасуя приёмы сюрреалистических зарисовок, мистических хорроров и психологических триллеров, режиссёр создает пускай несколько сыроватое и не всегда многообещающее в сюжетном плане, но очень необычное и, главное, по-настоящему пугающее и жуткое зрелище, увидев которое, хочется присоединиться к другим рецензентам и поразмышлять, на что же действительно будет способен МакКарти с солидным финансированием и более хитросплетённым сценарием.
Антон Смирнов