Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Одиннадцать молчаливых мужчин
Автор: Олег МухаметдиновДата: 21.02.2022 12:40
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ОДИННАДЦАТЬ МОЛЧАЛИВЫХ МУЖЧИН
2022, Россия, 121 мин.
Жанр: драма, спорт
Режиссёр: Алексей Пиманов
В ролях: Макар Запорожский, Алёна Коломина, Павел Крайнов, Евгения Лапова, Павел Трубинер, Софья Шуткина, Андрей Чернышов


Современное отечественное кино на спортивную тематику явление довольно странное. Начиная с 2010-х годов оно практически всё сделано по принципу военного кино, где есть свои и чужие. При этом в жанровом отношении нередко прибегают и к мелодраматическим приёмам, через личные истории персонажей вызывая к ним жалость и сочувствия, чтобы зритель не забывал за кого, нужно болеть. Да, со времён «Чемпионов» до «Движения вверх» этот «исконно русский жанр» в техническом плане проделал огромный путь и баталии на спортивной площадке в своей постановке ничем не уступают лучшим аналогам западных фильмов, но в идейной, жанровой и сюжетной составляющей данные картины увы, топтались на месте. В этом смысле новый фильм Алексея Пиманова («Крым») «Одиннадцать молчаливых мужчин» стоит особняком, но, к сожалению, не делая при этом шаг вперёд.

Картина рассказывает про послевоенное малоизвестное, особенно в кругах зрителей, далёких от футбола, турне московского «Динамо» в Англию для проведения товарищеских игр с лучшими футбольными клубами «туманного Альбиона», а возможно, и всего мира. Тогда же к игрокам московского клуба для этого турне и был присоединен игрок ЦДКА Всеволод Бобров (Макар Запорожский), эдакий бунтарь, который не желает слушать наставления чужого тренера и вообще соблюдать дисциплину в чужом клубе. Ему только дай поспать, на тренировку опоздать, да с британскими журналистками погулять. Его героя с самого начала выводят на первый план, обозначая его историю центральной, давая даже флешбэки из детства (тоже довольно избитый приём, фигурирующий во многих современных российских блокбастерах, не только спортивных, но и космических). Это воспоминание из детства «выстреливает» ровно один раз перед самым первым матчем, весьма нелепо и топорно, совершенно не объясняя своего предназначения и мотивацию персонажа Всеволода Боброва. Истории же остальных игроков помимо игрока ЦДКА либо вообще не фигурируют, либо являются просто неуместными комичными вставками – в итоге практически все остаются плоскими картонными персонажами, буквально массовкой.

Казалось бы, раз у нас есть такой центральный персонаж, то вокруг него и будет строиться история, но тут в фильм врывается новшество авторов, за счёт которого он и стоит особняком – это вплетения жанровых приемов шпионского боевика. Пока герой Всеволода Боброва гуляет с журналистками и пререкается с тренером, на первый план выходит другой персонаж – советский пресс-атташе по культуре в Британии в исполнении Евгении Лаповой, и пока ребята в футбол гоняют, этот атташе решит все их «проблемы»: и жуликов британских поймает, и заложников освободит, главное, чтобы СССР в грязь лицом не ударил. Ведь все в Британии не рады приезду этаких «русских дикарей». Кто-то на них деньги хочет поднять, другие просто опозорить, третьи уговорить остаться в Англии. Все эти шпионские страсти происходят на фоне постоянных разговоров о бедах «туманного острова»: то мячей не хватает, то тренировки только на поле для собачьих бегов, и даже трансляцию по радио приходится слушать советскую, потому что местная станция может сделать её всего лишь на последние 15 минут матча… Может, конечно, всё так и обстояло, но в картине Пиманова словно нарочно делается акцент на то, что «наши» даже в войну матчи проводили, а вот британцы и после войны нормально не могут.

Достоинством картины, безусловно, является реконструкция матчей. Мы не услышим легендарную фразу «Хома взял!» и её расшифровку от комментатора Синявского, которого здесь играет Павел Крайнов – достаточно того, что все матчи показаны достаточно живо и динамично. Правда, бесконечное перечисление фамилий игроков и их действий на поле абсолютно безынтересны, когда для большинства зрителей это просто великие в прошлом футболисты, ведь их личные истории не раскрываются из-за отданного почти под половину хронометража шпионскому боевику и любовным приключениям Боброва с британской журналисткой. Так что к последнему матчу (их тут, к слову, всего 3, хотя в истории было 4) с лондонским «Арсеналом» это безымянное действо с выкрикиванием фамилий достаточно утомляет.

Хотя в реконструкции создателей тяжело упрекнуть, всё сделано довольно реалистично, о чём они сами не постеснялись напомнить, вставив в финальные титры архивные кадры с реальным турне.

«Одиннадцать молчаливых мужчин» не про мужчин, а про одну девушку атташе, которая работает совсем незаметно и тихо, спасает и футболистов из передряг, и всей делегации не даёт упасть в грязь лицом. Покуда на Руси такие девушки будут работать атташе в недружественных нам странах Запада, все мы можем спать спокойно.


Олег Мухаметдинов

В кинотеатрах с 17 февраля
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 132 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio