МНОГОЭТАЖКА
2022, Россия, 99 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Антон Маслов
В ролях: Денис Никифоров, Дарья Щербакова, Наталья Земцова, Татьяна Догилева, Евгений Антропов, Наталья Швец, Мария Карпова, Андрей Шибаршин
Любой многоквартирный дом подобен отдельной экосистеме со своими законами, правилами, хищниками и жертвами. Зачастую соседи совершенно ничего не знают о жизни людей, которые обитают с ними на одной площадке, а бывает, что знают о них гораздо больше, чем положено знать посторонним. Режиссёр сверхуспешных «Вампиров средней полосы» Антон Маслов решил погрузиться в атмосферу жизни одной такой провинциальной многоэтажки, вскрывая жуткую подноготную человеческой натуры и одновременно делая культурный и психологический слепок современного россиянина.
Главный герой ленты, Антон Калашников – обычный мужик, работает в МЧС, развёлся с женой, и единственной отрадой является дочь-подросток, Кира, которая приходит к нему каждые выходные. Но в эти выходные Кира не дошла до папы – камера в подъезде зафиксировала, что девочка вошла внутрь, но до квартиры отца так и не поднялась, исчезнув по дороге. Встревоженный отец начинает поиски по соседям, но не все соседи готовы идти на контакт, ведь очень многие за закрытыми дверьми своих квартир прячут собственные скелеты.
«Многоэтажка» – ещё один любопытный проект отечественного стриминга Start, ответственного за уже упомянутых «Вампиров» и недавний амбициозный многосерийный дебют (к слову, снова о вампирах) Данилы Козловского «Карамора». В этот раз никакой мистики и фантастики, но наша с вами повседневность здесь пугает куда больше, чем нечисть. Люди со своим безграничным равнодушием, свято верящие, что вот с ними никакой напасти не случится, потому что они законопослушные граждане своей страны граничит с каким-то патологическим самовнушением и маниакальностью, но, будем честны, сколько из нас самих проходят спокойно на улице мимо инцидентов, требующих нашего внимания? Вот и жители многоэтажки главного героя такие же. Тщетно ищущий дочь вчерашний алкоголик натыкается на презрение, нежелание содействовать и ворох мелких людских страстей. Вот женщина, наивно верящая, что её дочь не способна связаться с дурной компанией. А вот управдом, которая всё про всех знает, но легко вешает ярлыки. Вот муж, который бьёт свою жену, но пытается выглядеть местным активистом. Вот семейная пара, которой их маленькая благополучная жизнь дороже чужих неприятностей. Калашников как герой какой-то компьютерной игры проходит уровень за уровнем, этаж за этажом, сталкиваясь с мелкими, но надоедливыми боссами, ничуть не приближаясь к разгадке исчезновения дочки.
Картину Маслова отличает поразительно достоверный психологизм. Типажи, показанные в фильме, есть в каждом доме в каждом российском городе. Возможно, в них вы узнаете и себя. Режиссёр поднимает много остросоциальных проблем: равнодушие, бытовое насилие, бюрократию. И на фоне этого интересными и до боли правдоподобными штрихами подаётся история Ивана и Маши, брата и сестры, которые в исчезновении Киры играют не последнюю роль. Иван – некогда подозреваемый в педофилии, а после оправданный, так как оказался просто оговорённым, оказывается в незавидном положении жертвы обстоятельств. Этот сюжетный мотив обнажает крайне страшную проблему современного общества, когда человека могут бездоказательно обвинить в каких угодно грехах на основании слов маленькой девочки и сломать жизнь. Беря во внимание сколько таких прецедентов существует сегодня, маленькая злая девочка в российском кино скоро займёт почётное место штатного Бугимена с чётко определённой мужской аудиторией для запугивания.
«Многоэтажка» Антона Маслова – история интересная, до конца удерживающая интригу и рассказанная с позиции нескольких сторон, от чего приобретает дополнительный объём. Да, местами режиссёр слишком уходит в чернуху, но мрачный тон и безысходность тут выступают лишь в качестве инструмента нагнетания атмосферы. Рекомендуем так же досмотреть фильм до конца и не выключать сразу после начала титров, так как сцена после первых титров несколько меняет восприятие истории, которое может сформироваться в финале.
Сергей Прудников
Цифровой релиз с 3 марта