ДУНАЙ
2021, Россия, 108 мин.
Жанр: мелодрама, драма
Режиссёр: Любовь Мульменко
В ролях: Надежда Лумпова, Ненад Васич, Душан Мамула, Сири Тереза Солли, Милица Яневски, Милош Лазаров
Часто у вас бывало, что, приезжая в другой город или даже в другую страну и гуляя по улицам, вы представляли себе, как складывалась бы ваша жизнь, живя вы здесь? Режиссёрский дебют Любви Мульменко «Дунай» даёт зрителю ещё раз испытать это самое чувство.
Любовь Мульменко можно считать довольно известным российским драматургом: даже в этом году она принимала участие в написании сценариев к двум фильмам, потрясшим Канны – «Купе №6» и «Разжимая кулаки». До этого же она работала над сценариями фильмов для Нигины Сайфулаевой («Как меня зовут», «Верность»), Натальи Мещаниновой («Комбинат надежды»), Оксаны Бычковой («Ещё один год»), Валерия Тодоровского («Гипноз»). Все её картины отличаются диалогами, живыми, настоящими, казалось бы, простыми и бытовыми, но при этом невероятно искренними и в то же время становящимися настоящим откровением и открытием чего-то большего. В новой своей уже режиссёрской работе Мульменко, снятой в практически её родном Белграде и наполовину на сербском языке, остаётся верна своему почерку, но при этом нащупывает и свой уникальный режиссёрский стиль.
Главная героиня Надя (Надежда Лумпова) бежит в отпуск из Москвы в Белград от навязчивой работы, которая не отпускает её и там. В первую же ночь в баре за кружкой сербского она знакомится с Нешей (Ненад Васич), с которым проводит вместе ночь, в результате чего и у них завязывается что-то вроде курортного романа.
Надя с Нешей буквально два разных полюса, два разных мира, порядок и хаос, планы и спонтанность. В то время как Неша работает жонглёром на перекрёстках, не пользуется мобильным телефоном, живёт у друзей в трущобах и иногда уходит в лес, чтобы зарядиться энергией, для Нади это всё в новинку, она как раз и бежит от упорядоченного планирования жизни, пропускает обратный рейс на Москву, оставаясь в Сербии и отвечая подруге по телефону: «План – пожить без плана». После отказа героини от возвращения в Москву картина Мульменко полностью трансформируется, сбрасывает с себя маску ромкома и начинает говорить бытовым языком о вечном, простыми вещами и диалогами о возвышенном. Всё это происходит благодаря очищенному, практически документальному стилю, свойственному как румынской новой волне, так и документалка школы Марины Разбежкиной.
Надя ищет в этом затянувшемся и, вероятно, неперспективном курортном романе выход из сумасшествия вечного прагматизма и планирования. Смотря на этих беззаботных и радующихся жизни людей, она пытается путём самообмана почувствовать ту кажущуюся безграничной свободу, всё дальше и дальше проваливаясь в беззаботную жизнь в Белградских трущобах и ночных улочках.
На самом же деле Любовь Мульменко искусно манипулирует и жонглирует то зрительскими ожиданиями, то жанровыми конструкциями (не зря она негласно носит звание одного из главных современных российских сценаристов). Наполняя всё пространство фильма летним сербским воздухом, подливая и подливая зрителю «сюжетный бокал сербского светлого», пропитывая всё запахом сигарет, летними посиделками и атмосферой старого ночного города, ещё не до конца оправившегося от последствий недавней войны. И вот уже типичная романтическая комедия со скоротечной влюблённости в центре превращается в экзистенциальную драму о свободе – себя в первую очередь.
При этом несвободны здесь абсолютно все и все ищут выход из этого. Даже, казалось бы, Неша, как и его друзья, освободившись от груза обязательств, всё равно «связан» и постоянно мечется в поисках с одного места на другое; он тоже в «кандалах», только они спрятаны.
Фильм увлекает зрителя затянувшимся курортным романом, побегом от выстроенной перфекционисткой жизни обычного обитателя мегаполиса к бесконечным прогулкам, ночным улицам древнего города, общению, пьянкам и вечеринками. При этом не навязывая какой бы то ни было догматической морали или мысли. Да, фильм о свободе, но свободе с грузом на плечах, который есть у каждого из нас. И на вопрос ближе к финалу «А что это за река?», мы услышим ответ: «Это тоже Дунай». Все мы хотим быть, как Дунай. Не знать границ стран, культур, людей. Быть свободными и просторными, но это лишь утопия для любого современного человека.
Олег Мухаметдинов