ВСЁ ВЕЗДЕ И СРАЗУ (EVERYTHING EVERYWHERE ALL AT ONCE)
2022, США, 132 мин.
Жанр: фантастика, комедия, драма, боевик
Режиссёры: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
В ролях: Мишель Йео, Ке Хюи Куан, Стефани Сюй, Джеймс Хун, Джейми Ли Кёртис
Эмигрантка Эвелин (Йео) с мужем и дочерью занимают скромную американскую квартиру над прачечной. Здесь построен их семейный бизнес, готовый вот-вот потерпеть крах, а в гости из родного Китая очень некстати приезжает отец, перед которым меньше всего хочется ударить лицом в ежедневно вычищаемую грязь. В жизни у Эвелин вообще огромная прорва трудностей и неудач, однако, муж, в которого вдруг вселяется его версия из параллельной реальности, сообщает, будто именно эти неурядицы сделали Эвелин способной спасти мультивселенную от разрушения. Поначалу ошарашенная женщина ни во что не верит и предпочитает просто лежать на полу, но гигантский бейгл, готовый, словно чёрная дыра, поглотить мироздание, вынуждает героиню действовать.
В отличие от MCU, чья постепенно складывающаяся прямо на наших глазах мультивселенная убегает от оформленного канона в хаос, силясь создать нечто новое и интересное, здешний ворох реальностей, напротив, отчаянно старается выстроиться в понятную и трогательную историю, но на большей части хронометража, конечно, остаётся тем ещё цирком шапито.
Продюсерами этого сумасбродного винегрета стали братья Руссо, которые как раз оставили киновселенную Marvel на её пике (по крайней мере, пиком это казалось до третьего «Паука») и ушли прямо перед самоубийственным прыжком кинокомиксов в мультивёрс. Двум братьям, судя по всему, вообще свойственна некоторая жанровая сублимация и стремление снять что-то, чего им не велит снимать условная конъюнктура – достаточно вспомнить показательно серьёзную драму «По наклонной», где и сами Руссо, и Холланд (все трое – не шибко удачно) старались показать, мол, не блокбастерами едины. Тем ироничнее выглядит новый карьерный виток братьев теперь, когда их нынешняя продюсерская работа словно параллельная реальность отражает структурное развитие покинутой вселенной Marvel, но это отражение кривого зеркала: взрослый рейтинг (пару-другую местных фокусов разрешили бы разве что «Дэдпулу»), совершенно неостановимая фантасмагория, приправленная несложными оммажами «Терминатору», «Матрице», «Крадущемуся тигру» (или «Убить Билла», чёрт их разберёшь), остроумно поданная идея избранности через вольный перифраз «Эффекта бабочки» с азиатами и такой долей бесстрашного бреда, что порой кажется, будто смотришь новую работу Сиона Соно.
Впрочем, Руссо и вложили бразды правления в креативные руки другой пары, кажется, более адаптированных под некассовые жанры режиссёров и непосредственных авторов сценария (в титрах они указываются по-свойски просто: Дэниелы). Эти двое известны прежде всего фильмом про пукающий труп Гарри Поттера «Человек – швейцарский нож» и они, определённо, входят в когорту киноделов Голливуда, которые честно умеют снимать весёлый треш-сюрреализм, оставаясь искренними и, кажется, не шибко-то пытаясь кого-то удивлять или шокировать – у них это получается естественно.
Но самое главное, за всем тем одновременно и придурковатым, и заставляющим думать, что называется, многомерно спектаклем без всяких стеснений стоит история о попытке вернуть отдаляющихся близких, о неверных решениях, которые мы принимаем по собственным ощущениям, пожалуй, ежедневно и о том, как болезненна бывает жизнь, неизменно состоящая из разрушенных грез и поломанных амбиций. А ещё, что кажется особенно важным сегодня, об умении вовремя прекратить драться и решить всё через дипломатию и щеночков. Пока что первый фильм в году, смотреть на который интереснее, чем на ленту новостей.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 4 апреля