МОРБИУС (MORBIUS)
2022, США, 104 мин.
Жанр: кинокомикс, ужасы, фантастика
Режиссёр: Даниэль Эспиноза
В ролях: Джаред Лето, Мэтт Смит, Адриа Архона, Джаред Харрис, Тайриз Гибсон, Аль Мадригал
Трудно сказать, кто получил большую выгоду от возвращения Человека-паука в лоно Marvel – сама студия или же её партнёр Sony, почти два десятилетия рубивший прибыль на герое в красно-синем трико без оглядки на колоссальную супергеройскую франшизу. Однако факт остаётся фактом – Человек-паук, на сегодняшний день, самый ценный продукт как Marvel, так и Sony, который оба гиганта намерены эксплуатировать до последнего. И если Marvel Studios делает упор на командные приключения и взаимосвязь с другими героями, то Sony сдувают пыль с окружения Паучка и стремятся построить свою дочернюю франшизу на злодеях.
Условно успешный Веном обаял всех своей придурковатостью и харизматичным Томом Харди, сиквел выдал на суд зрителя противостояние с Карнажем, о котором давно грезили фанаты. И если успех дилогии о плотоядном симбиоте можно назвать чередой удачных случайностей и игрой с ожиданиями поклонников, то вот на чём может строиться успех будущих лент цикла – вопрос открытый.
На экраны всего мира, за исключением России, выходит не единожды откладываемый «Морбиус», история о талантливом учёном, превратившем себя в вампира в поисках лекарства от редкого заболевания крови. Персонаж, широко известный на западе, у нас знаком зрителю, выросшему разве что на мультсериале о Человеке-пауке 1994 года, где синюшный вурдалак сражался с титульным героем и питался условной плазмой через ладони, так как в мультфильмах того периода нельзя было задействовать кровь. Выбор такого персонажа для вывода его на большие экраны – решение, вызывающее определённые споры, но объснимое с позиции законов будущей киновселенной, куда в скором времени вольётся всякий мистический сброд во главе с охотником на вампиров Блэйдом.
У руля нового проекта Sony встал Даниэль Эспиноза, известный по неплохому «Живое», а главную роль учёного Майкла Морбиуса получил главный нестареющий вампир Голливуда Джаред Лето. Действительно, кто ещё на шестом десятке будет выглядеть на тридцать? Сюжет ленты традиционно не является экранизацией ни одной арки из комиксов, предлагая типичное противостояние главного героя зеркальному злодею, и вот тут кроется, кажется, основная проблема сего кинокомикса. Он до безобразия шаблонный и предсказуемый. Полуторачасовое действо умудряется вобрать в себя все типичные штампы истории происхождения с обязательным противостоянием старому другу, обретшему аналогичные способности, но лишённому морально-этических норм. В данном случае речь идёт о персонаже, которого блестяще отыграл «Одиннадцатый Доктор» Мэтт Смит – умирающего от схожей, что была у Морбиуса, болезни мецената по имени не то Майло, не то Люциана (имя персонажа меняется несколько раз по ходу фильма, будто в попытке запутать зрителя запутались сами сценаристы). Претензий к Смиту нет никаких – он великолепный актёр и даже из короткого своего появления способен сделать запоминающийся перфоманс, а здесь у него и экранного времени прилично, и злодейский шарм бьёт через край. Чего стоят его танцы после жестокой расправы над полицейскими или самолюбование собой в качестве вампира? Его Майло – злодей простой, но с понятной мотивацией, а от того доступный зрителю.
На удивление понятен и протагонист. Лето вновь старательно погружается в своего персонажа, правдоподобно демонстрируя сначала слабого и измученного болезнью учёного, для которого время – самый ценный ресурс, а после охваченного постоянным голодом монстра, держать в узде которого бывает очень не просто. Стивенсоновские мотивы дуальности человеческого существа раскрываются здесь со всей полнотой, и это, в большей степени, успех самого Джареда Лето.
Однако, невзирая на удачные кастинговые решения, «Морбиус» едва ли может похвастаться выдающейся постановкой или какими бы то ни было инновациями. Клишированный сюжет навевает вопоминания о фильмах по комиксам двадцатилетней давности, а обилие неуместного фансервиса вызывает скорее недоумение. Создатели картины так и не смогли определиться, в какой же вселенной живёт Морбиус, а потому тут есть как Веном, которым главный герой в шутку представляется перед злодеем, так и Человек-паук и газета Daily Bugle образца трилогии Сэма Рейми. Но по-настоящему обескураживают сцены после титров, которые не обругали, пожалуй, только ленивые. Это тот случай, когда нарочитое притягивание фильма к киновселенной осуществлено так топорно и бестолково, что портит вообще всё впечатление о проделанной работе. Озвучивать сцены мы не станем, они уже есть в сети, но оговоримся, что за всю историю кинематографа настолько бессмысленного камео, которое, к тому же, выворачивает историю персонажа на сто восемьдесят градусов, трудно припомнить.
«Морбиус» Даниэля Эспинозы отнюдь не такой плохой фильм, каким его сейчас представляют кинокритики. Это стандартный середнячок о происхождении героя, использующий заезженную формулу становления и не пытающийся рассказать что-то новое. Здесь есть несколько визуально интересных боевых сцен и отличный актёрский состав, а так же тонна отсылочек, большая часть которых как раз и является слабостью фильма. Если бы боссы Sony так усердно не пытались связать «Морбиуса» с КВМ, а дали ему больше самостоятельности, лента от этого бы только выиграла. Впрочем, едва ли прохладный приём критиков остудит желание «соников» делать своё дело и выстраивать свою франшизу по намеченному плану. А это значит, что, скорее всего, продолжению «Морбиуса» быть, каким бы оно ни получилось.
Сергей Прудников