БЛИЗНЕЦ (THE TWIN)
2022, Финляндия, 105 мин.
Жанр: ужасы, триллер, драма
Режиссёр: Танели Мустонен
В ролях: Тереза Палмер, Стивен Кри, Барбара Мартен, Тристан Руджери, Эрго Куппас
Молодая женщина Рэйчел перебирается с мужем-писателем на окраину Финляндии после случившейся в их семье трагедии – во время автомобильной аварии Рэйчел потеряла сына Нэйтана. Супруги пытаются справиться с потерей каждый своим способом, а Рэйчел находит утешение в оставшемся близнеце Нэйтана – Эллиоте. Только вот Эллиоту переезд на пользу не пошёл – он стал вести себя очень странно, говорить о себе, как о Нэйтане и уверять, что не умер. Рэйчел не знает, как быть, ведь сын – самое дорогое, что у неё осталось, а муж упорно не замечает её проблем. Лишь городская чудачка Хелен прислушивается к Рэйчел, понимая, что происходящее с Эллиотом слишком напоминает то, через что прошла она сама, когда в её мужа вселился Дьявол. Всё становится ещё более пугающим, когда Рэйчел начинает замечать повышенный интерес к себе и Эллиоту со стороны местных горожан.
В последние годы жанр хоррора буквально переживает ренессанс благодаря новым независимым постановщикам, которые стремятся отойти от устоявшихся канонов и напугать зрителя не банальными скримерами, а сюжетом и атмосферой, после которых ещё какое-то время будешь ощущать себя не в своей тарелке. Финский режиссёр Танели Мустонен, заручившись поддержкой актёрского состава популярного мистического сериала «Открытие ведьм» в лице Терезы Палмер, Стивена Кри и Барбары Мартен, решил показать артхаусную версию знакомой истории о зловещих предзнаменованиях, одержимости и пугающих традициях финской глуши. Только вот фильм несколько раз лихо меняет своё настроение, заигрывая со зрителями сразу несколькими темами, будто запутывая и предлагая самостоятельно выбрать центральный мотив истории. И пока зритель пытается понять, что же на самом деле происходит на экране, наступает оглушительный по своей беспощадности финал. Непредсказуемым он покажется лишь тем, кто совсем не смотрит современные хорроры, но для знатока твист третьего акта будет закономерным и понятным, ведь намёки на него скрывались на протяжении всего хронометража. Впрочем, это тот случай, когда, даже догадавшись о том, к чему всё идёт, вы будете испытывать дискомфорт по завершении – настолько оно получилось эмоциональное.
Главной звездой здесь, безусловно, выступает Тереза Палмер, восхитительно передающая всю гамму эмоций матери, пережившей горе потери ребёнка. Страдания актрисы настолько органичны, что кажется, будто перед нами подлинная боль безутешной женщины. Палмер опутывает зрителя паутиной пронзительной тоски, которой трудно сопротивляться, и к финалу зритель уже целиком и полностью на стороне героини, невольно сопереживая и находя оправдание её драме.
Танели Мустонен создаёт крайне неторопливое кино, где события начинают развиваться лишь по истечению часа. До этого зрителю предлагают наслаждаться серостью осенней Финляндии, знакомиться с героями и проникаться тревожной атмосферой, которую создают, казалось бы, совершенно обычные вещи вроде детской игрушки или рисунков. Зато чем ближе развязка, тем изворотливее и хитрее становится сюжет, предлагая зрителю самостоятельно решить, кино о чём он смотрит – о доме с привидениями, об одержимости потусторонним злом или же о странной общине, ждущей пришествия Дьявола. Истина оказывается куда более обескураживающей, заставляя вспомнить отличные финалы таких картин, как «Шестое чувство» и «Другие».
«Близнец» Танели Мустонена – удивительно эклектичная комбинация артхауса и мейнстрима, хоррор, пугающий обыденностью и самыми обыкновенными вещами, на которые режиссёр бросает тень мистики. Неспешная созерцательность ленты постепенно, на глазах зрителей, превращается в пронзительную драму, чтобы к финалу нагнать настоящей жути, не прибегая к помощи вычурных спецэффектов, ограничиваясь лишь музыкой, звуком, первоклассной актёрской игрой и толикой недосказанности.
Сергей Прудников
В кино с 14 апреля