Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Онода
Автор: Егор РябцевДата: 09.04.2022 11:24
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ОНОДА (ONODA)
2021,
Франция, Япония, Германия, Бельгия, Италия, Камбоджа, 173 мин.
Жанр: биография, драма, история
Режиссёр: Артур Харари
В ролях: Юя Эндо, Кандзи Цуда, Юя Мацуура, Тэцуя Тиба, Синсукэ Като, Каи Иноваки, Иссэй Огата


Существование такого человека, как Хироо Онода является невероятным, но если бы его не было, то эту личность наверняка стоило бы придумать. Онода был японским солдатом, который не сдался после капитуляции Японии в 1945-м и продолжал партизанить на Филиппинах ещё на протяжении 29 лет – «последнего солдата Войны» на его родине, естественно, возвели в культ, причём вплоть до его смерти в 2014-м общество относилось к ветерану по-разному. Одни считали его настоящим человеком чести, японским самураем. Другие видели в нём современного Дон Кихота. А кинематографисты впервые обратились к этой персоне в рамках байопика «Онода» – трёхчасового военного минималистичного эпика на японском языке, снятого на деньги европейских инвесторов. Фильм, безусловно, старомоден, воссоздаёт дух киноэпопей 1970-х, однако, временами выглядит поддельным и так и не позволяет окончательно понять, что двигало тем интересным человеком.

Собственно, сюжет «Оноды» посвящён биографии Хироо и тем причинам, которые по мнению авторов заставили его продолжать скрываться в джунглях, хотя герой из радиопередач знал, что Япония более не находится в состоянии войны. Сценарий не показывает Оноду фанатиком, а скорее идеалистом: сперва молодой солдат ещё в 1940-х попадает под влияние харизматичного майора, а затем уже сам Онода создаёт искажённую версию реальности, построенную на верности императору и теориях заговора.

История рассказана таким образом, чтобы зрители прониклись к Оноде симпатией. На это работает и реализация: например, звуковое сопровождение сделано таким образом, что мы слышим то, что слышит главный герой. Даже третий акт является трогательным, особенно для зрителей, не знающих деталей реальной истории. Более того, несмотря на то, что Онода воевал, получается, за страны Оси, ритуальная преданность этого человека памяти павших товарищей заслуживает уважения и демонстрирует, что война как таковая есть идиотизм. Патриотизм также бывает и заблуждающимся. Увы, все эти идеи, спрятанные в биографии Оноды, не являются предметами кинематографического выбора, а лишь прописными истинами – всё же кинолента, содержащая в себе даже философские паузы, является прямой хроникой выживания в джунглях без особого подтекста.

И лишь контекст истории, пускай и без заигрываний с аллегорическим потенциалом, странно впечатляет. Кино зачастую описывает, а не интерпретирует, и здесь как раз такой случай. Кажется, все отсылки на современность (включая пресловутые фейк-ньюз), были добавлены не специально, а это уже наше сознание так их трактует. По большей части «Онода» является красивым, но устаревшим фильмом: прямолинейным и, возможно, перегруженным, как визуалом, так и событиями.

«Онода» хорош с точки зрения кинематографии, но слабоват с концептуальной стороны. Кинолента приближается к произведению эпохальному, например, «Лоуренсу Аравийскому» Дэвида Лина, на что намекает и трёхчасовой хронометраж, толкающий медитативность повествования в сторону бесконечности. Время таких фильмов, тем не менее, прошло: сейчас воспринимать «Оноду» тяжело из-за неторопливого ритма, плавного действия и некоторых маловероятных деталей сюжета. Так или иначе, «Онода» идёт по пути кинематографа прошлого и его традиций, а потому будет интересен разве что киноманам и любителям военной истории.


Егор Рябцев
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 428 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio