ДАЖЕ МЫШИ ПОПАДАЮТ В РАЙ (MYSI PATRI DO NEBE)
2022, Чехия-Франция-Словакия-Польша, 88 мин.
Жанр: анимация, семейный
Режиссёр: Ян Бубеничек, Дениза Гриммова
В ролях: Симона Берман, Грэхам Халстед, Беата Вырабкевич, Карол Янкевич, Дамиан Кулец
Мышка Уиззи хотела бы быть такой же храброй, как её отец, который прославился тем, что дал бой кровожадному лису. Но Уиззи слишком маленькая и пугливая, и поэтому все над ней насмехаются. Однажды Уиззи решает доказать, что она вовсе не трусиха и намеревается на глазах у других мышей вырвать клок шерсти у спящей лисы, только вот затея оборачивается трагедией – и Уиззи, и лис Белопуз оказываются под колёсами машины и умирают. На этом, казалось бы, и сказочке конец, юные зрители в слезах, родители в гневе, но история со смерти только начинается. Ведь после своей гибели Уиззи попадает на небеса, где ей предстоит пройти невероятное приключение вместе с другими умершими животными, чтобы заслужить возможность переродиться и вернуться обратно.
Чешская анимация может быть не так известна, как работы американских студий, но, уверены, что вы легко вспомните о маленьком дружелюбном Кроте, который стал одним из негласных символов бывшей Чехословакии. Крот, который умудрялся находить приключения везде и всюду и обзаводиться новыми приятелями, говорил с детьми всего мира на одном универсальном языке. И новая полнометражная анимация чешской студии Buvol могла бы стать частью вселенной Крота – настолько схожие мотивы используют режиссёры Ян Бубеничек и Дениза Гриммова в своей работе.
В основу анимационного фильма легла сказка детской писательницы Ивы Прохазковой о мышке и лисёнке, которые оказались на том свете. Типичный для Европы макабрический сюжет, который не церемонится с маленьким зрителем и с ходу готовит его к тому, что мы все рано или поздно умрём. Благо, на экране мы не увидим раздавленные колёсами машины тушки мышки и лисы. И на том спасибо. Напротив, «Даже мыши попадают в рай» удивительно оптимистическое и позитивное творение, доступно и с юмором рассказывающее о духовном. Здесь два абсолютно разных существа, естественные враги в природе – лиса и мышь – оказываются аутсайдерами в своей экосистеме, из-за чего между ними возникает симпатия и дружба, которой не произошло бы при жизни. Уиззи – слишком пугливая и упрямая, все её проблемы, включая внезапную кончину, исходят от неё самой, и звериный рай оказывается тем самым местом, которое покажет то, в чём героиня заблуждалась при жизни. В то время как заика-лис Белопуз при жизни страдал от насмешек других лис из-за своего вегетарианства, и на небесах должен преодолеть все свои зажимы и комплексы, чтобы заслужить шанс на новую жизнь.
Мультфильм Бубеничека и Гриммовой переполнен различными метафорами и аллюзиями и содержит такой внушительный пласт тайных смыслов, что порекомендовать его к просмотру мы можем даже родителям. Если детям наверняка придётся по душе ламповая кукольная анимация с добавлением 3D-технологий и смешные звери, то взрослым будет любопытно погрузиться в сюжет, где затрагиваются очень важные и сложные темы жизни, смерти и перерождения. Временами мультфильм вызывает активное слёзовыделение своей бескомпромиссной трогательностью, а местами заставляет задуматься о собственной жизни.
Анимация тут представлена симбиозом кукольной покадровой съёмки и CGI. Но последняя скорее маскирует огрехи первой, делая картинку более плавной и насыщенной цветом. Звериный рай с Козерогом в качестве апостола Петра и бань, где поступающие новые души смывают с себя грехи земной жизни, выглядит необычно, а у каждого животного есть свои отличительные черты. Сейчас кукольная анимация не так востребована, да и в производстве дороже, но работы студии Laika, а теперь ещё и Buvol, доказывают, что как эстетическая альтернатива кукольная анимация вне конкуренции.
Если вы устали от однообразных компьютерных мультфильмов, а двухмерная анимация вас уже не прельщает, можем смело рекомендовать «Даже мыши попадают в рай», как идеальный продукт, чтобы скоротать вечер всей семьёй. Мало того, что это весёлая история, которая доступно познакомит ваших детей с понятием смерти, она так же поднимает такие философские темы, которые в мэйнстримной анимации возникают не часто, и это уже дорогого стоит.
Сергей Прудников