КЛОН (DUAL)
2022, Финляндия-США, 94 мин.
Жанр: фантастика, боевик
Режиссёр: Райли Стернс
В ролях: Карен Гиллан, Аарон Пол, Бела Коале, Тео Джеймс
Имя Райли Стернса не бывает на слуху, но несмотря на это он является одним из самых любопытных представителей современного инди-кинематографа. Балансируя на грани между коммерческим кино и полной независимостью, Стернс к своему третьему полнометражному фильму продемонстрировал не только полностью сформировавшийся режиссёрский стиль, но и (в рамках него) чёткое отношение к окружающей действительности. Не важно насколько оно правдиво и насколько фильмы коррелируют с настоящим мировоззрением режиссёра – мнение зрителя об их сюжетах, в любом случае, будет однозначно. Едкий цинизм вкупе с лёгким разочарованием характеризуют как «Изъяны» (2014) и «Искусство самообороны» (2018), так и новый фильм явно никуда не спешащего техасца, при том, что каждая из картин в сухом остатке является, на самом деле, чёрной комедией.
Правда, над такой комедией посмеётся далеко не каждый, ведь кроме той самой сухости стиль Стернса отличает нарочитая отрешённость и невозмутимость подачи. Взять, например, «Клона» – кино про то, как человек сражается с собственным «я» для того, чтобы получить шанс на будущее. Его главная героиня Сара (Карен Гиллан) инертна и малоэмоциональна, хотя и скрывает за внешней меланхолией бурю разнообразных эмоций. По сюжету её главная проблема – собственный клон, которого она сделала, узнав о том, что смертельно больна. «Больно не будет, но вы умрёте» – профессионально вещал доктор, параллельно сообщая о 98-ми процентной вероятности смертельного исхода. Дальше, конечно, случаются те самые 2 процента статистической погрешности и чудесная ремиссия, ставящая Сару в максимально неудобное положение.
В мире фильма клонирование воспринимается как вещь сама собой разумеющаяся. Это абсолютно естественная социальная функция, имеющая исключительно коммерческие цели. Возможность создания идентичной копии себя подаётся как невероятный шанс на счастье близких людей, которые будут избавлены от страданий после смерти человека. Копия ничем не будет отличаться от оригинала (ведь тот передаст ей свои знания и привычки, если успеет), её можно приобрести в рассрочку и получить уже через час. Нужно лишь соответствующее желание и подтверждение предстоящего смертельного исхода, тем более что платежи по ссуде в дальнейшем лягут на плечи двойника. Но есть загвоздка – если человек не умирает, а его клон проживает достаточно времени, чтобы начинать считаться личностью, то в дальнейшем в живых может остаться только один из них. Дилемма решается смертельным поединком на глазах у публики, и Саре предстоит именно это, потому что Сара-2 не только готова бороться за собственное будущее, но и уже практически полностью вытеснила главную героиню из её привычной жизни.
Фильм занятным образом отображает собственных персонажей (или наоборот) – никто здесь не выглядит по-настоящему заинтересованным или вовлечённым, однако подобная холодность заставляет пристальнее следить за происходящим. Стернс невероятно педантичен и максимально заинтересован в итоговом результате, с помощью незначительного числа локаций и действующих лиц создавая настоящий микромир, живущий по своим законам. Используемая эмоциональная отчуждённость со временам передаётся зрителю, чтобы потом удачно сыграть с ним на возникающих контрастах в противостоянии двух Карен Гиллан.
Поначалу личность Сары во многом абстрактна – мы не знаем, за счёт чего она живёт, что чувствует и к чему стремится. Весь её образ строится на основе контактирующих с ней людей – от доктора до тренера по самообороне, от бойфренда до собственного клона. И именно появление последнего начинает раскрывать характеры, постепенно (но лишь ненамного) давая волю кипящим эмоциям. Двойник превосходит главную героиню в мелочах, постепенно становясь её лучшей, идеальной версией. Ему благоволят окружающие, всё больше не замечая существование настоящей Сары, которой не остаётся другого выбора, кроме как готовиться к дуэли. Заторможенная, нескладная и пухлощёкая, она с мрачной целеустремлённостью начинает совершенствовать себя, нанимая инструктора по боевой подготовке (такой же заторможенный и малоэмоциональный Аарон Пол). Борьба с собственными недостатками, мотивированная прямым столкновением с собственными достоинствами, выплёскивает наружу подавленные конфликты и скрытые конфронтации, однако, настоящего взрыва эмоций не будет.
Стернс верен себе во всём и до конца. Он одновременно сосредотачивает внимание на Саре-оригинале, но попутно демонстрирует зрителю различные интересные детали выдуманного мира – от наличия групп поддержки выживших дуэлянтов до экзистенциального кризиса двойника, всё больше осознающего факт того, что он не выбирал свою жизнь. Далеко не каждая из копий стремится общаться с родственниками и знакомыми оригинала, готова влезать в финансовую кабалу, оплачивая собственное создание, в принципе рада появлению на свет. Все эти моменты, разумеется, подаются почти механически, едва ли не на уровне своеобразного фактажа, который разбавляется злой иронией и не менее злым юмором, подсвечивающим абсурдные, и от этого только более реалистичные моменты. Но не думайте, что «Клон» будет поступателен абсолютно во всём – в поворотный момент здесь внезапно появляется настоящая интрига, сводящаяся к результатам пресловутой дуэли. Судьбоносная схватка пройдёт совсем не так, как того можно ожидать, и фильм добавит к вопросам идентичности и социального одиночества проблему ничтожности социальных и личных успехов. Так или иначе твоё место займёт кто-то другой, уникальный и точно так же стремящийся жить, хотя и остающийся частью тебя – той, которая больше тебе не принадлежит. И абсолютно не важно, кто в итоге победит – мораль в этом случае работает одинаково в обе стороны.
Кирилл Банницин
В кинотеатрах с 19 мая