ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК (A GOOD MAN)
2014, США, 102 мин.
Жанр: боевик, криминал
Режиссёр: Киони Ваксман
В ролях: Стивен Сигал, Виктор Уэбстер, Тзи Ма, Юлия Вердес, София Николаеску, Клаудиу Блеонц
Если бы Стивен Сигал ушёл из кино, как и планировал, в конце 1990-х, то остался бы в памяти по очень качественным боевикам первых десяти лет своей карьеры, среди которых лишь малоудачный «Патриот» (1998) выглядит белой вороной. Но ведь история не позволяет сослагательного наклонения, оттого имеем, что имеем – в XXI веке герой боевика Сигал снялся в массе халтурных direct to DVD-экшнов. Снимался он очень активно, в перерывах записывал музыку и совершенствовался в восточных религиозных практиках. Последнее увлечение нередко проявлялось и в его поздних фильмах.
Гавайский режиссёр Киони Ваксман, автор отличного экшна «Чистильщик» (1998), боевики снимать умеет. Вот и с Сигалом он сделал один из лучших его поздних фильмов «Максимальный срок» (2012). «Хороший человек» был снят следом, отличается качественной цифровой картинкой и неплохим сюжетом о мучающимся из-за угрызений совести по причине гибели девочки, дочери одного из террористов, бывшем офицере элитных войск. Сигал нередко играл ветеранов спецподразделений, бывших агентов и т.д. Есть даже мнение, что Стивен и в самом деле выполнял какие-то задания для ЦРУ. Ведь в кино он пришёл поздно, уже будучи мастером боевых искусств, и его ранняя биография покрыта дымкой тайны, хотя, возможно, в этом состоял оригинальный маркетинговый ход по продвижению Сигала – как героя боевика, появившегося из ниоткуда.
Стивен Сигал никогда не был особенно хорошим актёром, тем более способным на драматическую игру, но всё-таки в ранних фильмах режиссёры заставляли его персонажей страдать и даже плакать, а Стивен выполнял их требования. Но с ростом популярности Сигала, когда одно его имя уже само по себе стало способно привлечь немало фанатов реалистичных жёстких драк, его актёрская палитра сузилась до нескольких заученных выражений лица. К тому же большинство поздних персонажей Сигала буддисты – им ли реагировать на этот бренный мир?
Но Киони Ваксману работать с Сигалом понравилось, так что вместе они сделали девять фильмов и один сериал. Это абсолютный рекорд в фильмографии Стивена. Некоторые партнёры по площадке находили Сигала грубым и дерзким и не очень-то жаждали работать с ним повторно, хотя такой мастер экшна, как Эндрю Дэвис всё-таки снял с ним два ныне культовых боевика.
Не все фильмы Ваксмана с Сигалом хороши. Их амплитуда разнится от крепких середнячков до откровенно неудачных постановок. «Хороший человек» не лучший среди них, но по-своему интересный. Режиссёр решил облагородить сюжет персонажем с кодексом чести и не дать Сигалу, по его обыкновению, избивать людей направо и налево.
Отрешённое выражение лица, сохраняемое на большей части хронометража Стивеном, вполне коррелируется с разочаровавшимся в жизни солдатом Иракской войны, который с интересом наблюдает за соседкой Леной, живущей с маленькой сестрёнкой Мией. Их отец умер, задолжав русской мафии, и их брат Саша, в уплату долга, вынужден работать на мафиози Владимира, выполняя для него «грязную» работу выбивания долгов из других людей. У Лены завязываются романтические отношения с Александром, персонажем Сигала, и если на лице актёра редко появляются эмоции даже в романтических сценах, то вот румынка Юлия Вердес, напротив, мила и раскрепощена и отлично контрастирует с суровым солдатом войны Александром.
В поздние годы Стивен Сигал уже не показывал хореографически отточенные поединки и драки. Ну, это объяснимо – Сигал немолод и серьёзно заматерел в плане внешнего вида. Зато в «Хорошем человеке» есть Виктор Уэбстер – разноплановый канадский актёр, обладатель чёрного пояса по тхэквондо. Несмотря на то, что на момент съёмок ему было уже за 40, Уэбстер в находился в отличной физической форме и реально выглядит как старший брат Лены. Герой Сигала ей и вовсе в дедушки годится – ну да ладно, ведь роман с Леной одна из задумок режиссёра по облагораживанию образа сурового бойца.
Киони Ваксман хорошо, а местами даже отлично проделал свою работу – события развиваются довольно динамично, сюжет разветвляется и включает в себя ещё и полицейское расследование делишек мафии, а также серого кардинала, мистера Чена, в достойном исполнении Тзи Ма. Ему как раз не составило трудностей воплотить реалистичный характер босса гонконгской мафии, человека хитрого, жестокого, но тоже не лишённого кодекса чести. Его герой стал одним из самых колоритных противников Сигала поздней поры.
Не стоит обманываться на счёт восточной философии – фильму далеко до «Слепой ярости» (1989), несмотря на её внешнюю простоту. Можно даже сказать, что Ваксман снимал с оглядкой на давний боевик Филлипа Нойса, оттого и начинается лента с кадров Иракской войны, не менее позорной авантюры США.
Впрочем, антимилитаристская тема быстро забывается режиссёром, уступая место криминальным разборкам, вполне неплохо поставленным. Поэтому едва ли поклонник жанра испытает негодование при просмотре «Хорошего человека» – это хороший середнячок, который можно посмотреть и повторно, при желании. Впрочем, вклад Сигала в успех минимальный – с годами он обленился и редко утруждал себя что-то играть, беря фактурой и именем, но когда у руля оказывался грамотный постановщик, способный увлекательно преподнести даже банальный сюжет, всё равно выходил неплохой представитель жанра. Таким и стал «Хороший человек» – настоящий бриллиант поздней фильмографии Стивена Сигала, где найти хороший боевик сложнее, чем отыскать не вороватого депутата в Госдуме.
Андрей Волков