БАЗЗ ЛАЙТЕР (LIGHTYEAR)
2022, США, 105 мин.
Жанр: мультфильм, фантастика, боевик, приключения, семейный (с оговорками)
Режиссёр: Энгус МакЛэйн
Роли озвучивали: Крис Эванс, Кеке Палмер, Питер Сон, Тайка Вайтити, Дэйл Соулс, Джеймс Бролин, Узо Адуба, Мэри МаДональд-Льюис, Исайя Уитлок мл.
Когда речь заходит об анимации, то Pixar являются бесспорными лидерами. Ещё бы, даже от анонса «Базза Лайтера» ждали многого и это несмотря на очевидную циничную склонность к выкачке денег из тайтла. «История игрушек» по-прежнему остаётся привлекательной дойной коровой для Disney и «Пиксаров». Ходят слухи о производстве аж пятой части, но пока, в момент кризиса идей, авторы обратились к побочному приквелу – «настоящей» биографии космического рейнджера, т.е. прообраза для игрушечной фигурки. Если в этой идее и содержится потенциал, то он был высосан ещё давно в мультсериале «Приключения Базза Лайтера из звёздной команды» – авторам полнометражного 3D-мультфильма не удалось сделать то, что получилось у грошового мультсериала двадцатилетней давности.
«Базз Лайтер» начинается с надписи, что это тот самый фильм, от которого фанател Энди в 1995-м году. Увы, здесь нет ни духа 90-х, ни атмосферы 1950-х, из которых вышел образ космического рейнджера. Зато этот дисклеймер остаётся единственной отсылкой на «Историю игрушек»: сценарий изо всех сил демонстрирует самостоятельность, что является странным решением из-за наличия чуть ли не главного персонажа франшизы. Как бы то ни было, Базз служит в местном аналоге Звёздного Флота со своей лучшей подругой и командиром Алишей Хоторн. Попав в аварию на необитаемой планете, Базз, Алиша и ещё 1500 колонистов основывают высокотехнологичный город. Выбраться с планеты нельзя, так как закончились гиперпространственные элементы, способные разогнать корабль. Базз проводит ряд экспериментов с гиперскоростью, из-за чего попадает в «ловушку Макконахи»: его друзья и знакомые стареют быстрее, чем сам Базз. К тому времени, как герою удаётся открыть гиперпространственные перелеты, все коллеги и друзья давно состарились и умерли, а на колонию нападают армия роботов во главе с Зургом. Базз объединяет силы с взрослой внучкой Алиши, а также аутсайдерами Мо и Дарби, чтобы победить Зурга, спасти колонию и восстановить славу Космических Рейнджеров.
Пожалуй, идея, что жизнь прошла мимо Базза из-за его целеустремленности, интересна, но сюжет столь скомкан, что просмотр ленты вызывает острую меланхолию. Не разбавляет уныние и экшн: он присутствует, временами даже энергичный, но боёвка словно добавлена «для галочки». Спасают разве что герои – они вышли симпатичными, забавными и смотрятся вместе органично.
Что касается Базза, то его прообраз из 1995-го, способный уделать и Императора Зурга, и соседского ребёнка-хулигана, куда сильнее отзывался в сердцах зрителей. Наверное, сказывается хвастовство, а Базз из данного фильма не чувствуется тем самым Баззом, потому что этот герой… идеален? В нём нет высокомерности и отсутствует дух сорвиголовы, зато есть намечающийся экзистенциальный кризис и внутренние проблемы любого другого героя научной фантастики. Поэтому на озвучку позвали Криса «Капитана Америку» Эванса, посчитав, что он «обладает качествами, нужными персонажу». На деле это просто попытка рационализировать «культуру отмены» и кассовые сборы: у Тима Аллена проблемы в личной жизни, а Эванс обладает популярностью.
Картинка – сильная сторона ленты. Современные мультфильмы достигли такого уровня, что хороший визуал в них уже стал стандартом и реализовать красоты возможно даже при скромном бюджете. Pixar, пускай, могут и не занимать лидирующие позиция в области сюжета мультфильмов (особенно после «Базза Лайтера»), но они по-прежнему остаются на острие технического прогресса в анимации.
Слова «проходной» или «стандартный» вряд ли стоит ассоциировать с творением Pixar, но здесь как раз такой случай: некоторые даже могут посчитать, что оценка завышена. Так или иначе, крупный релиз Pixar оказался скучным и как будто сделанным спустя рукава: кажется, даже в сиквеле «Тачек» было хотя бы какое-то кислотное безумие, спасающее положение. В данном случае делу помогают некоторые интересные сюжетные решения (хотя сомнительно, что кого-то обнадёжит статус «Интерстеллара» для малышни) и действительно удачный визуал.
P.S. Нельзя не отметить скандальную гомосексуальную повестку. Хоторн, видите ли, нетрадиционной сексуальной ориентации, на что пару раз делается акцент, из-за чего прокат «Лайтера» много где запретили. Pixar утверждают, что этот момент является важным, но объяснение всё же немного натянуто – замени партнёра героини на мужчину, ничего не поменяется, т.е. сюжетное решение неоправданно в контексте ленты. А вот интересно другое: сперва Disney данные сцены добавили, потом добровольно вырезали, а затем… восстановили, сославшись на пресловутое «разнообразие». И после этого говорят, что Disney заботятся о правах человека любого гендера и ориентации, а не о доле рынка?
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 15 июня