ТЁМНЫЕ ОЧКИ (OCCHIALI NERI)
2022, Италия-Франция, 86 мин.
Жанр: триллер
Режиссёр: Дарио Ардженто
В ролях: Иления Пасторелли, Азия Ардженто, Андреа Герпелли, Марио Пиррелло, Мария Розария Руссо, Дженнаро Иаккарино, Андреа Чжан, Иван Аловизио
Через десять лет после оглушительного провала с очередной интерпретацией «Дракулы» мастер итальянских триллеров Дарио Ардженто решил тряхнуть стариной (буквально, так как постановщику уже за 80) и выпускает фильм в жанре, сделавшем его знаменитым – джалло. Проект, которого никто не ждал и о котором никто не просил (даже немногие преданные фанаты, больше желающие посмотреть на сотрудничество Ардженто с Игги Попом в загадочном краудфандинговом проекте «Песочный человек», так и не увидевшем свет), демонстрирует, что джалло, как таковые, были продуктом своего времени, а попытки заместить эти произведения сейчас должны ограничиваться лишь стилистическими ухищрениями. Как бы то ни было, Ардженто заслуживает пару баллов хотя бы за попытку: эстетский триллер, задорный трэш и беззастенчивый слэшер в одном флаконе получился неоднозначным.
Элитную проститутку Диану преследует объявившийся в Риме маньяк-убийца. В результате несчастного случая после побега от убийцы Диана лишается зрения. Теперь круг общения Дианы ограничивается Ритой – соцработницей, помогающей слепым адаптироваться к новой жизни, Чином – ребёнком, который попал в автоаварию, вызванной Дианой, и чьи родители погибли, и, естественно, собакой-поводырем. Тем временем, маньяк возобновляет охоту за героиней, хотя его психология и мотивы до конца фильма остаются весьма условными.
Несмотря на несколько оригинальных идей, «Тёмным очкам» не хватает утончённости и эстетики. Основная изюминка Ардженто в этот раз заключается в том, что оружием убийцы (помимо широко известных «чёрных кожаных перчаток») становится белый грузовой фургон. Возможно, это слишком заметное средство передвижения, но точно задаёт определённый стиль: угрожающий сигнал о присутствии маньяка поблизости становится бытовым элементом. А вот эксплуатационный элемент, состоящий в том, чтобы сделать главную героиню слепой (и тем самым вдвойне беззащитной), является дешёвым способом вызвать острые ощущения. Многочисленные искусственные моменты делают «Тёмные очки» преувеличенным фильмом, как по части демонстрации насилия, так и других, спокойных и драматических эпизодов. Неприкрытая сентиментальность в дружбе Дианы и Чина, конечно, хорошо работает в тональности, но в контексте сюжета никуда не приводит. Почему-то другие, напрашивающиеся идеи оказываются проигнорированными (возможно, очевидная идея лесбийского напряжения между Ритой и Дианой могла бы ещё сильнее, кхм, развлечь потенциальную аудиторию подобных триллеров).
«Тёмные очки» не предназначены для того, чтобы понравиться публике – фильм намеренно вызывает дискомфорт во время просмотра. При этом чувствуется, что к своим годам почтенный режиссёр вышел в тираж: конкретно эта лента не достигает высот его ранних работ. Оправдать это можно тем, что у пожилого Ардженто в принципе осталось мало времени, поэтому «Тёмные очки» надо было снимать как можно быстрее, т.е. без внимания к деталям и декорациям. Тем не менее, у мастера есть ещё порох в пороховницах и конкретно этот проект напоминает о творческом весе постановщика: от «Хэллоуина» Карпентера до «Суспирии» Гуаданьино – всем этим мы обязаны этому неказистому, кровожадному итальянцу.
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 7 июля