Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Добыча
Автор: Сергей ПрудниковДата: 08.08.2022 15:15
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

ДОБЫЧА (PREY)
2022, США, 99 мин.
Жанр: фантастика, ужасы, боевик
Режиссёр: Дэн Трахтенберг
В ролях: Эмбер Мидфандер, Дакота Биверс, Дэйн ДиЛьегро, Сторми Кипп, Мишель Траш, Джулиан Шэмп, Стефани Матиас


Любая долгоиграющая франшиза рано или поздно приходит к стадии стагнации, когда интерес зрителей вроде бы ещё имеется, а вот создателям сказать уже решительно нечего. За примерами не надо ходить далеко – уже в который раз проваливается очередной «правильный» Терминатор, неожиданно схлопнулась обновлённая «Матрица», и даже монументальная киновселенная Marvel начинает прогибаться под весом собственных амбиций. Тем уникальнее обратные примеры, когда франшиза, улетающая в глубокое пике на протяжении нескольких частей, вдруг неожиданно выстреливает, доказывая наличие пороха в пороховницах и достатка интересных идей, на которые зритель уже и не уповал.

Именно таким чудесным воскрешением стала новая часть «Хищника», которую лихорадило аж с 1990 года, с выхода второй части столкновения землян и беспощадных инопланетных охотников в каменных джунглях Лос-Анджелеса. Справедливости ради стоит отметить, что оригинальный «Хищник» Джона МакТирнана хоть и является сегодня классикой боевика так называемой «эпохи VHS», но кино довольно посредственное (за это святотатство автор непременно будет сурово наказан, – прим. ред.). Возможно, не будь в главной роли Арнольда Шварценеггера, «Хищник» бы остался незамеченным в прокате, но картине помогло стать культовой сочетание сразу нескольких удачных факторов, одним из которых был, несомненно, герой Шварценеггера – Датч.

У последующих частей, увы, не было достойных протагонистов – Дэнни Гловер из сиквела уже мало тянул на героя боевика, хоть и имел за плечами роль в «Смертельном оружии», а Эдриан Броуди из перезапуска Нимрода Антала оказался недостаточно убедительным в роли опасного наёмника. И хоть компания Броуди досталась весьма и весьма колоритная (за Олега Тактарова хочется сказать отдельное спасибо), «Хищники» 2010 года веру зрителей в цикл не реанимировали. Не справилась с задачей и следующая часть, за которую был ответственен Шэйн Блэк, уникальное видение которого превратило «Хищника» в чёрную комедию с чередой странных сюжетных поворотов и мальчиком-аутистом в качестве ключевого элемента победы над космическим охотником.

Перебравшись внезапно для всех на стриминг, «Хищник» словно открыл второе дыхание на длинной дистанции. Решив, что очередной сиквел погоды не сделает, создатели подошли к творческому процессу радикально и перенесли действие в XVIII век, в Северную Америку, где племена коренных жителей ведут свой быт на зелёных равнинах, охотятся и периодически сталкиваются с белыми трапперами из-за океана. Молодая девушка Нару хочет быть охотником наравне со своим братом, но обычаи племени наказывают ей заниматься женскими обязанностями – знахарством и готовкой. Нару же мечтает однажды встретить достаточно опасного хищника – тигра или медведя, которого смогла бы одолеть во время охоты и завоевать почести, которыми ранее племя удостаивало только мужчин. Нару ещё не подозревает, что её желание близко к исполнению, ведь неподалёку от стоянки племени высадился гость из космоса, принципом жизни которого является охота.

Противопоставление сильной и независимой женщины не менее сильному и опасному агрессору – тренд хоть и модный сегодня, но уже не новый. Сара Коннор и Эллен Рипли не дадут соврать. Однако стоит похвалить создателей «Добычи» за то, как ненавязчиво они продвигают условную фем-повестку на правильной территории, выбрав за основу девушку из команчей, которая априори сильнее и выносливее большинства. Для сравнения, в «Чужом против Хищника» главной героиней так же выступает женщина, но Алекса Вудс – учёная, подготовки которой едва ли хватило бы, чтобы сразиться не только с Хищником, но и выводком ксеноморфов. Выживанию Алексы веришь чуть меньше, чем выживанию Нару, которая на протяжении фильма исправно тренируется управляться томагавком и даже придумывает интересные и эффективные способы ведения боя с топориком. Маленькая миниатюрная Нару в сравнении с мощным оппонентом, вооружённым самонаводящимся арбалетом и хитроумным боевым щитом, кажется абсолютно вне его весовой категории, однако, хитрость, сноровка и навыки следопыта делают девушку куда более опасной для жестокого противника, чем можно подумать.

Пожалуй, противостояние двух охотников – это самая сильная линия «Добычи». И пока Нару первую половину ленты пытается понять, что происходит, и сама выступает в качестве жертвы, позволяя пришельцу кромсать людей из своего племени, во второй девушка решает, что это именно то испытание, которое она так долго ждала. Уловки и собственный охотничий опыт позволили Нару дать бой охотнику с ничуть не меньшей результативностью, чем у Датча в первой части. Хитроумный камуфляж – визитная карточка Хищника – противопоставляется любительской ботанике, а сила и свирепость – выдержке и ловкости. За схваткой Нару и хищника-яутжа действительно интересно наблюдать и закономерная доблестная слава в племени кажется абсолютно обоснованной без поправки на гендер победителя. Нару вызывает определённую симпатию и благодаря исполнительнице главной роли Эмбер Мидфандер, выходца из всевозможных молодёжных сериалов, для которой «Добыча» - трамплин для успешного карьерного роста и, будем верить, новых интересных работ.

Полуторачасовое действо ни на минуту не кажется затянутым, хотя вначале мы и довольно подробно погружаемся в быт североамериканских индейцев с их повседневной рутиной. Но без подобного углублённого знакомства с Нару и её принципами зритель едва ли проникся бы сочувствием к молодой девушке в схватке с могучим монстром. Нашлось место даже типичному столкновению с белыми захватчиками, где те показаны преимущественно в не самом хорошем свете и введены, кажется, лишь для того, чтобы яутжа было кого зрелищно и с фантазией шинковать.

А то, что «Добыча» - кино весьма и весьма кровавое это неоспоримый факт. Такого уровня насилия не было, вероятно, ни в одной прошлой части. На пользу, безусловно, пошёл переход франшизы на стриминг, где к кинематографической жестокости чаще всего менее требовательны, да и размах картины Трахтенберга куда меньше, что позволило сосредоточиться на атмосфере и действии, вместо излишних спецэффектов.

При том, что визуально «Добыча» выглядит весьма достойно. От пасторальных пейзажей равнин и захватывающих лесов буквально веет первозданностью, и хоть подавляющее большинство животных в кадре нарисованы, графика не режет глаз и выглядит уместно. А от схватки хищника с медведем по коже бегут мурашки благодаря субъективной подаче сцены глазами Нару.

Для поклонников франшизы Трахтенберг и компания припасли в ленте несколько красивых отсылок, заметит которые лишь самый внимательный зритель. И если цветы, понижающие температуру тела, довольно очевидны (уже упомянутый Датч, да и герои после него, использовали преимущественно грязь для сокрытия себя от всевидящего визора пришельца), то вот кремниевый пистолет, который использует Нару, а позже оставляет себе в качестве трофея, зрители не сразу узнают. А между тем именно этот пистолет получит в 1990 году полицейский Майк Харриган в награду от лидера яутжа за свою доблесть. Таким образом, «Добыча» умудряется сделать логическое обоснование самого спорного момента из самой низко оценённой части серии.

«Добыча» Дэна Трахтенберга – правильная реанимация франшизы, от которой уже мало кто ждал чудес. Это атмосферное и зрелищное кино, которое честно пользуется своим наследием, но строит на его основе совершенно новую историю, способную теперь развиваться в любом направлении. И это хорошо. Столкновение хищников с людьми в любой исторический период априори выглядит куда более интригующей авантюрой, чем очередное рубилово в современности.


Сергей Прудников

Цифровой релиз 5 августа
Нравится
Похожие страницы:
Добыча
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 404 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio