ЭЛВИС (ELVIS)
2022, США, 159 мин.
Жанр: биография, драма, музыка
Режиссёр: Базз Лурман
В ролях: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг, Хелен Томсон, Ричард Роксбург, Келвин Харрисон, Дэвид Уэнэм, Коди Смит-Макфи
Элвис Пресли, бесспорно, является одним из самых ярких и выдающихся артистов прошлого века. Выходец из бедной семьи, Элвис очень быстро пришёл к успеху благодаря нетипичному сочетанию музыкальных жанров и зажигательной хореографии, которая сделала его кумиром женщин по всему миру, и это во времена, когда любые экстравагантные танцевальные па на сцене могли счесть провокацией и караться тюремным сроком. Однако молодой исполнитель наперекор всем догмам и нравственным устоям умудрился сделать себе имя и карьеру, и даже сегодня имя Элвиса Пресли – это хорошо продаваемый бренд, который стоит миллионы долларов.
Тем удивительнее, что о богатой и насыщенной событиями жизни короля рок-н-ролла не так уж и много художественных фильмов. Самым, пожалуй, известным до сегодняшнего дня была лента Джона Карпентера с Куртом Расселом в роли титульной звезды. И уже в 2022 году Голливуд предпринял новую попытку рассказать об удивительной жизни Элвиса, пригласив на пост режиссёра человека, который знает толк в ярких музыкальных драмах - Базза Лурмана, отметившегося ранее оскароносным киномюзиклом «Мулен Руж» и глянцевой экранизацией классики Френсиса Скотта Фитцджеральда «Великий Гэтсби».
Помимо правильного режиссёра байопик подобного уровня нуждался и в настоящей звезде уровня ничуть не меньше Курта Рассела, но студия Warner предпочла сделать ставку на малоизвестного Остина Батлера и не прогадала. Помимо внешнего сходства, Пресли и Батлера роднит какая-то схожая экранная энергетика, которая приковывает внимание. К тому же, Батлер – музыкант, что является неоспоримым преимуществом, когда речь заходит о проекте уровня «Элвиса». Впрочем, нахваливать одного лишь Батлера за его точное и едва ли не фотографическое попадание в образ Элвиса – не совсем корректно, так как заслуги тут поделены между гримёрами, стилистами, костюмерами и художниками, умудрившимися воссоздать некоторые сцены из фильма в соответствии с сохранившимися в интернете архивами. Если не полениться и посмотреть подлинное выступление Элвиса из его телеконцерта 1968 года и сравнить со сценами из фильма, разницу подчас увидеть будет непросто. С подобным воспроизведением культовых музыкальных выступлений зритель уже сталкивался ранее в той же «Богемской рапсодии» или «Рокетмене», и «Элвис» уверенно встаёт в один ряд с этими замечательными работами. Кажется, что Warner Brothers (или Warner Brothers Discovery, как это теперь официально принято) намерены сделать Остина Батлера одной из своих ведущих звёзд, учитывая, что молодой актёр подписался на роль Фэйда-Рауты в сиквеле «Дюны», премьера которого ожидается в следующем году.
Примечательно, что рассказчиком истории в «Элвисе» выступает негласный антагонист – его продюсер и менеджер, полковник Том Паркер, роль которого как всегда филигранно исполнил Том Хэнкс. Этот предприимчивый человек не только поднял карьеру молодого музыканта, выведя его на мировой уровень и открыв дорогу в Голливуд, но и фактически целиком и полностью контролировал все аспекты жизни Элвиса, наживаясь на его славе и проворчаивая сомнительные аферы за спиной своего подопечного. Том Паркер у Лурмана – личность не менее примечательная, чем сам главный герой, а история, преподнесённая через призму его субъективного восприятия, позволяет зрителю проникнуться некоторым сочувствием к человеку, помыслы которого вовсе не так однозначны, как кажется на первый взгляд.
«Элвис» База Лурмана берёт общеизвестные факты из жизни прославленного певца и актёра, но не стремится вывернуть их и создать на основе скандал ради шумихи. Даже на проблеме с медикаментами, которыми Элвис начал злоупотреблять под занавес своей жизни и которые её трагически оборвали, здесь не делается особый акцент. В ленте вообще крайне мало порочащих исполнителя деталей, за которые Голливуд обычно любит цепляться, но, при всём при этом, фильм ни на минуту не отпускает вашего внимания, захватывая визуальным рядом, который у Лурмана снова на высоте, а после ошарашивая музыкальным драйвом в исполнении Остина Батлера, от чего волей-неволей поддаёшься массовой истерии и присоединяешься к тем сторонникам теорий заговора, которые искренне верят, что Элвис всё ещё жив. Да и как может быть иначе? Пока жива его музыка, смерть Элвису уж точно не грозит.
Сергей Прудников
Премьера с 25 мая