САМАРИТЯНИН (SAMARITAN)
2022, США, 103 мин.
Жанр: фантастика, супергероика, боевик
Режиссёр: Джулиус Эйвери
В ролях: Сильвестр Сталлоне, Джавон Уолтон, София Тейтум, Пилу Асбек, Мойзес Ариас, Дэша Поланко
Супергероика никого не обходит стороной, даже таких мамонтов кинематографа, как Сильвестр «Рокки» Сталлоне. Впрочем, в карьере Слая хватало сомнительных супергеройских и около-супергеройских картин. Чем не супергероика «Разрушитель?» Это в 90-е мы относились к схватке двух размороженных головорезов как к типичному боевику, сегодня же «Разрушитель» смотрится как шаблонное кино о супергероях и суперзлодеях. Собственно, громила Сталлоне, в каком бы амплуа не выступал, выглядит как сверхчеловек, а ленты вроде «Судьи Дредда» или «Неудержимых» только доказывают, что не единой «Марвел» живёт жанр.
Можно вспомнить ещё «Детей шпионов», «Стражей галактики» и говорящую акулу в последнем «Отряде самоубийц», и всё это доказывает, что ветеран Слай и модная супергероика так же неотделимы друг от друга, как Мэтт Дэймон от Бена Аффлека. Однако, при всей своей богатой истории, старине Сильвестру не часто доводилось примерять именно образ супергероя со всеми причитающимися атрибутами. И режиссёр Джулиус Эйвери (тот самый, что снял «Оверлорд» про зомби-нацистов) решил это допущение исправить, а заодно закрыть гештальт и показать кумира 90-х в амплуа уставшего и старого героя на пенсии в лучших традициях «Логана».
Вводные титры рассказывают нам историю о двух братьях, наделённых сверхсилой. Жестокое общество не приняло особенных детей и линчевало в отместку за рождение фриков их родителей, после чего один из братьев, взяв прозвище Немезида, пошёл по пути анархии и жестокости в отношении людей, а второй, сумевший отпустить обиду – Самаритянин – стал прославленным супергероем на службе города Гранит-сити (он правда так называется). После эпического побоища оба брата якобы погибли, и только спустя много лет мальчишка из неблагополучного района Гранит-сити узнаёт, что его сосед-мусорщик Джо Смит на самом деле выживший Самаритянин. Только вот герой не вмешивается в проблемы города, живёт обычной жизнью, чинит сломанные предметы и пожирает мороженое в промышленных масштабах. А между тем в городе орудует банда некого Сайруса, давнего фаната Немезиды, который отыскал шлем своего кумира и его ультимативное оружие – молот, дарующий сверхсилу. Сайрус грезит получить славу Немезиды и завершить план злодея – окунуть Гранит-сити во тьму и анархию, чтобы завоевать город.
Если всё это описание сюжета вам что-то напоминает, то, скорее всего, вы просто уже видели много подобных фильмов. «Самаритянин» Эйвери умышленно не пытается быть оригинальным, выступая этаким приветом из 90-х, когда боевики были максимально линейными, а экшен хоть и не выдающимся зато честным. И Сталлоне со своей неповторимой харизмой здесь как никогда на своём месте. И пусть сюжет бессовестно заимствует тропы из нолановского «Воскрешения Тёмного рыцаря», а Сайрус в исполнении харизматичного Пилу Асбека – продолжатель дела Бэйна, у ленты Эйвери есть какое-то неуловимое очарование тех самых фильмов категории «Б» из эпохи видеосалонов. В тех самых, где не приходится ждать глубокого сюжета, зато крутой главный герой гарантировано вышибет всё дерьмо из антагониста с максимальным пафосом и красиво уйдёт в закат.
Слай – бесспорно крутой герой, даже облачённый в линялую куртку и мешковатое худи. Его Джо Смит – уставший от собственного прошлого беглец, которому тяжело жить среди простых людей и сдерживаться всякий раз, когда очередной отморозок начинает быковать. А то, что Гранит-сити – город, где с преступностью ещё хуже, чем в пресловутом Готэме, очевидный факт. Тут, кажется, вообще нет хороших людей – одни отморозки, бандиты и наркоманы, а дети вынуждены играть на заброшенных стройплощадках и сдавать металлолом, чтобы раздобыть немного денег честным путём. Подобная мрачная картина выступает неплохим фоном для разворачивающейся драмы старого героя и его молодого фаната, но, к сожалению, всё окружение Самаритянина тут слишком плоское и шаблонное, чтобы им по-настоящему сопереживать. Да и история Самаритянина подана весьма условно, а главный сюжетный поворот угадывается уже на начальных титрах, хоть из этого и делают интригу до самого финала.
Не очень обстоят дела у фильма и с графикой, хотя за производство отвечает Metro-Goldwyn-Mayer, а дистрибьютором выступает Amazon, для стриминга которого фильм эксклюзивно и выпущен. Но спецэффекты выглядят так, будто их делали на не самом мощном ПК где-то в подвале. Особенно больно смотреть на омоложенную модель Слая из флэшбека, где лицо Сталлоне выглядит воплощением «зловещей долины» в худшем виде. К счастью, обилием спецэффектов «Самаритянин» не страдает, большую часть времени всё же выступая классическим боевиком, который может скрасить вечер неприхотливому зрителю, который не нуждается в высоких материях и способен довольствоваться концентрированным экшеном в лучших традициях жанра.
Сергей Прудников
Премьера с 26 августа