НЕТ (NOPE)
2022, США, 130 мин.
Жанр: фантастика, ужасы
Режиссёр: Джордан Пил
В ролях: Дэниэл Калуя, Кеке Палмер, Брэндон Переа, Стивен Ян, Майкл Уинкотт, Ренн Шмидт, Кит Дэвид
Джордан Пил, имея достаточно скромную фильмографию, всё равно попал в список перспективных режиссёров. По крайней мере автора уж точно можно назвать уникальным: дебют в виде «Прочь» произвёл фурор среди низкобюджетных проектов Blumhouse и возвёл этакий бунюэлевский хоррор в мейнстрим, заполучив номинацию на «Оскар». Последующий «Мы» был менее чётким и более неоднозначным, но нельзя не признать и оригинальность, и жуткую атмосферу того кинофильма. Настало время следующего стильного и мрачного проекта с загадочным названием «Нет», чьи максимально размытые трейлер и аннотация не позволяли получить даже минимальное представление о сюжете. Строго говоря, и просмотр «Нет» из-за этого является нелёгким занятием – в сценарии полно побочных и отвлекающих сюжетных линий. И тем не менее, «Нет» имеет больше общего с кинговскими «Лангольерами», «шьямалановщиной» и даже с каким-нибудь «Монстро» (с его спин-оффом в виде «Кловерфилда, 10»), чем с «Прочь» и «Мы». Дискомфортный и таинственный «Нет» представляет собой тот случай, когда зритель должен после просмотра собирать картинку воедино и искать смысл самостоятельно.
Отис и его сын Оджей владеют ранчо в южной Калифорнии, на котором разводят лошадей для съёмок в кино. Отис умирает при загадочных обстоятельствах, так что ранчо унаследовали Оджей и его сестра Эм. Но в эпоху компьютерных технологий живых лошадей снимают не так часто, так что брату и сестре срочно нужны деньги, поэтому они распродают жеребцов местному владельцу парка развлечений в стиле Дикого Запада. Однажды Оджей замечает неподвижное облако на небе, а затем и какой-то объект, прячущийся за этим облаком. Оджей и Эм решают заснять НЛО, получить доказательство инопланетного присутствия и хорошо заработать, продав снимки.
Повествование в «Нет» имеет бессистемную траекторию, строго говоря, это более запутанный фильм, чем и так насыщенные «Прочь» и «Мы». Джордан Пил злоупотребляет интерлюдиями – тут есть как минимум четыре момента, которые выбиваются из вышеописанного сюжета, но эти эпизоды как минимум использованы для создания тягучей атмосферы. Кажется, Пил таким образом экспериментирует с тоном – в этом нет ничего плохого, но по отдельности истории, из которых собирается «Нет», были бы сильнее (взять хотя бы сюжетную линию о ребёнке-актере, который пережил резню на съёмках ситкома). Так и спецэффекты представляют собой комбинацию компьютерной графики и приёмов в стиле «старой школы»; с другой стороны, вот это нельзя сослать на бездумное пижонство, поскольку подобное решение ловко укладывается в общий сюжет.
Визуал и звуковое сопровождение также работают на увеличение саспенса, а некоторые элементы, вроде адаптации под IMAX, улучшают качество картинки. Тем не менее, к просмотру «Нет» надо заранее подготовиться – как и «Мы», эклектика может разочаровать зрителей, настроенных на легкомысленный ужастик. Пил сделал себе имя на «хоррорах для хипстеров» и здесь как раз такой случай: верный последователь массовика-затейника Джей Джей Абрамса, Пил понял, что чем меньше зритель знает о событиях, тем больший эффект это произведёт при просмотре, и с помощью ограниченного сюжетного пространства способен вызвать ажиотаж. В рамках сторителлинга «Нет» подобное не всегда уместно, однако, приоритеты заметны. Сценарий полон подводных камней, а крупномасштабное кинопроизводство, к которому в этот раз прибегнул постановщик, приводит к старомодному и величественному зрелищу.
Весь подтекст «Нет» упакован в ненапряжённый мир и, кажется, главным плюсом фильма Пила является то, что его довольно легко смотреть. Здесь вновь встречается фирменный чёрный юмор режиссёра, неожиданные и пугающие сцены, а также любопытные способы встряхнуть застоявшийся и привычный сюжет. Прямолинейный фильм ужасов гипнотическим образом приковывает внимание. Доступный для массовой аудитории (и для тех, кто не хочет ломать голову над месседжем о погоне СМИ за сенсациями любой ценой) «Нет» переосмысливает реальные ужасы и заставляет поверить в жуткие чудеса.
Егор Рябцев
В Сети с 24 августа