БЫСТРЕЕ ПУЛИ (BULLET TRAIN)
2022, США, 126 мин.
Жанр: комедия, боевик, триллер
Режиссёр: Дэвид Литч
В ролях: Брэд Питт, Джои Кинг, Аарон Тейлор-Джонсон, Брайан Тайри Генри, Эндрю Кодзи, Хироюки Санада, Бэд Банни, Майкл Шеннон, Логан Лерман, Зази Битц
Скоростной поезд синкансен, курсирующий по Японии, набрал в этот рейс необычных пассажиров – все они сплошь головорезы и ребята с не самой приятной репутацией. Вот наёмник по прозвищу Божья коровка – вечный неудачник, у которого что ни дело, то череда нелепостей и неприятностей; а вот пара специалистов экстра-класса Мандарин и Лимон – они близнецы, хоть и не похожи, а ещё они очень серьёзные киллеры; а вот Кимура – он пришёл отомстить за сына, которого столкнули с крыши супермаркета; а рядом сидит Принц – это она столкнула сына Кимуры с крыши, и теперь готовит западню для его отца. А ещё где-то в поезде скрывается убийца Шершень, использующий в ремесле сильнодействующие яды, а на конечной всю эту гоп-копанию ожидает главарь якудза по прозвищу Белая смерть, сына которого и выкуп за него должны доставить Мандарин и Лимон в целости и сохранности. Только вот кто-то уже успел прикончить заложника, а чемодан с деньгами куда-то пропал… Кажется, до конечной доедут не все.
«Быстрее пули» режиссёра Дэвида Литча – это экранизация романа Котаро Исака «Mariabeetle», который на русском языке не так давно вышел под говорящим названием «Поезд убийц». Это динамичный и напряжённый триллер о компании, на первый взгляд, никак не связанных между собой персонажей, каждый из которых занимается криминалом в том или ином виде. Столкновение интересов, старая вражда и череда случайностей делают взаимоотношения персонажей крайне интригующими, и киноадаптация при правильном подходе могла бы стать чем-то вроде современного «Убить Билла», уж очень тарантиновская атмосфера царит в безбашенном трипе Литча.
Приятным достоинством картины сходу становится её актёрский состав – тут вам и Бред Питт в очаровательном амплуа самого невезучего убийцы и вора в истории, и матёрый Хироюки Санада, и ангельская Джои Кинг, и Аарон Тэйлор-Джонсон, и Брайан Тайри Генри, и Сандра Буллок заглянула на огонёк, а уж от камео Ченнинга Татума вы будете либо бить себя по лицу руками, либо смеяться в голос. Всех этих актёров объединяет поразительная способность смеяться над самим собой. Бред Питт давно уже доказал, что в комедийном жанре ему нет равных, и здесь он выступает в амплуа потрёпанного жизнью наёмника, который ударился в постигание дзена, чтобы исправить собственную, изрядно подпорченную давними делами, карму. Это второй за год выход Питта в жанре комедии после «Затерянного города», и секс-символ Голливуда по-прежнему способен очаровать зрителя, даже будучи в нелепой панамке и очках.
У Аарона Тейлора-Джонсона и Брайана Тайри Генри роль фактически одна на двоих. Их наёмники с позывными Мандарин и Лимон – неразлучная пара головорезов, каждый со своими тараканами. Более серьёзный Мандарин относится к Лимону как к родному брату, в то время как Лимон – ярый фанат детского мультсериала о паровозике Томасе и его друзьях – постигает жизнь и людей через любимых героев. Собственно, в романе Котаро Исака любовь Лимона к мультяшным паровозам была настолько всеобъемлющей, что автор посвящал целые главы рассуждениям Лимона о характерах того или иногда паровозика. Всё это не только позволяло лучше понять психологию героя, но и играло читателю на руку в конце истории.
Стоит отметить, что в романе Котаро Исака все герои – японцы, но в американской экранизации, разумеется, актёрский состав мультинациональный. А в некоторых ситуациях изменения коснулись даже пола, как в случае с Принцем. В романе Принц – это старшеклассник-социопат, который пытался найти ответ на один-единственный вопрос: «Почему нельзя убивать людей?», и ответ он искал самыми разными способами, чаще манипулируя другими и убивая чужими руками. В фильме Принцем стала девушка, выглядящая как ученица старших классов, и мотивация её поступков кардинально отличается от мотивации книжного Принца. Скажем больше, это совершенно два разных персонажа, вписанных в историю с разной целью. Плохо ли это? Наверное нет, ведь Принц в исполнении Джои Кинг получилась не менее отталкивающей и со своей собственной глубиной характера. Зато вот Кимура, который оказывается у Принца на крючке, в фильме раскрывается плохо. Алкоголик в завязке, он является одним из центральных героев романа, но в фильме его истории не уделяют слишком много внимания, выводя на передний план отца Кимуры, роль которого сыграл Хироюки Санада.
Впрочем, «Быстрее пули» вообще очень фривольно относится к оригинальному роману, не только меняя героям пол и национальность, но и предлагая много отсебятины, которой не было на страницах книги. Так, весь финальный акт – плод воображения сценаристов. Насыщенный действием «Поезд убийц», видимо, показался сценаристам недостаточно драйвовым, и они добавили типичную для Голливуда массовую драку с главным злодеем (который опять же полностью выдуман сценаристами и мастерски сыгран Майклом Шенноном) и его подручными с последующей зрелищной аварией и необъяснимыми чудесными спасениями.
Вообще, всё, что сценаристы добавили от себя – самые слабые стороны ленты Литча. Роман Котаро Исака сам по себе невероятно кинематографичный и динамичный, при этом он не использует западные шаблоны. Лента же эти самые шаблоны в сюжет пихает с таким остервенением, будто её создатели боятся, что без них западный зритель не до конца поймёт, о чём фильм. В итоге все прекрасные мотивы первоисточника тут соседствуют с сомнительными придумками сценариста Зака Олкевича, начиная выдуманными историями происхождения героев и заканчивая резнёй третьего акта, в которой почти не завезли реализма и вменяемости.
При этом «Быстрее пули» язык не повернётся раскритиковать и назвать провальным. Фильм доставляет удовольствие, веселит и задаёт неплохой темп с первых сцен. Лучше он воспринимается в отрыве от книжного оригинала, поэтому рекомендуем вам сперва посмотреть ленту Литча, а уж потом читать первоисточник – меньше разочарования испытаете, больше ярких эмоций получите.
Сергей Прудников
Премьера с 18 июля