ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА (HELLRAISER)
2022, США-Сербия, 121 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Дэвид Брукнер
В ролях: Одесса Адлон, Джеми Клейтон, Адам Фэйзон, Дрю Старки, Брэндон Флинн, Ифа Хайндс, Джейсон Лилз
История 35-летней франшизы, безусловно,
занимательна, но необходимо констатировать: помимо нашумевшего оригинала 1987-го и его сиквела, фильмы серии «Восставший из ада» всегда были беззастенчивым трэшом. Вряд ли кто-то вообще тщательно анализировал развитие персонажей и сюжета. Кровавая бойня, так или иначе, таит в себе мало смысла, несмотря на псевдофилософские замашки первого в серии проекта – замечательной трансформации писателя ужасов Клайва Баркера в полноценного режиссёра. Так или иначе, к моменту, когда «Восставший из ада» ушёл из кинотеатров в мир видеокассет и DVD, единственным примечательным элементом остался Пинхэд – «человек-булавка», принадлежащий расе демонов-сенобитов. Эти сенобиты-«синнабоны» выглядят как завсегдатаи БДСМ-клуба и имеют привычку жёстко мучить тех, кто открыл таинственную шкатулку. Долгое время Голливуд пытался перезапустить эту идею, чтобы с умом распорядиться имеющейся фан-базой и авторскими правами, тем самым вытащив «Восставшего» из бездны трэша. Ответы были найдены в видеосервисе Hulu и в уже ставшим солидным режиссёре Дэвиде Брукнере. Но что-то пошло не так и «Hellraiser» образца 2022-го использует креативный подход к идее, любопытно интерпретирует хоррор Баркера, однако, в своей сути недалеко уходит от тех фильмов дурного качества, что затопили франшизу.
Шкатулка зла теперь принадлежит Роланду Войту – распутному миллиардеру. После того, как он открывает «конфигурацию плача», происходит нечто нехорошее, и действие резко переключается на выздоравливающую наркоманку Райли. Главная героиня пытается слезть с иглы, а её парень Тревор, брат Райли по имени Мэтт, его молодой человек (да, Мэтт – гомосексуалист, как же без такого), а также подруга-соседка вместе пытаются помочь ей в этом нелёгком деле. Тревор же, будучи личностью неоднозначной, предлагает Райли «подзаработать» и проникнуть на склад с целью его ограбления. Именно там они находят головоломку, запустив цепь несчастных событий.
Прежде всего «Восставший из ада» от Hulu силён в прямолинейности. К левиафану эту вашу кладезь мифологии – сценарий максимально упрощён, чтобы не выглядеть завязанным с другими записями в линейке. Упрощение идёт как на пользу, так и во вред: основной упор теперь делают на мотивации Райли, а её отношения с братом и бэкграунд усиливают эмоциональные ставки. Также можно заметить и определённую иронию, ведь главной героиней оказывается бывшая наркоманка, а в сюжете про поиск удовольствий за гранью добра и зла подобное оказывается приятным штрихом. Ну а дизайн и манера съёмки так и вовсе удались – тёмная цветовая палитра, звуковые эффекты, дизайн существ и особняка Войта; всё это работает на атмосферу.
Но каждый вышеперечисленный сюжетный элемент безнадёжен как для хоррора, так и для самой франшизы, а сенобитов в сценарии не так много, как можно подумать. Кажется, авторы не хотели сильно отклоняться от своего простенького нарратива, чтобы не смутить зрителя; так «Восставший из ада» имеет всего один твист, да и то какой-то нелепый в общем контексте. В руках Брукнера оказалась франшиза ужасов с почти неограниченным потенциалом и простором для интерпретаций, а сценарий всё равно сосредоточен на представителях американского быдла, которые от безделья и праздности открывают шкатулку и ловят от этого «бояки». Двусмысленность опускается и страдает качество, как по части концепта, так и реализации. По сути всё, что представлено в версии от Hulu, в серии уже было – в этот раз лишь подшлифовали картинку.
Пинхэд (в титрах значится Жрецом) в этот раз сыгран актрисой Джеми Клейтон и, наверное, это ловкий подход – андрогинность во внешности и поведении пошли культовому персонажу в плюс, предоставив новый и удачный образ. Из-за этого «Восставший из ада» более аккуратен и креативен, чем иные фильмы во франшизе, но вряд ли подобное можно считать таким уж комплиментом: «Hellraiser» давно опустил планку качества. А вот на фоне других фильмов ужасов лента Брукнера выделяется разве что зашкаливающим уровнем кровавого насилия. Увы, даже с такой изюминкой, «Восставший из ада» ощущается динозавром в эпохе, когда фильмы ужасов предпочитают делать более метафоричными. И здесь был на то потенциал, но вместо работы над смыслами Брукнер и компания пошли по проторенной дорожке… из трупов.
Егор Рябцев
На Hulu с 7 октября