СОЛНЦЕПЁК
2021, Россия, 133 мин.
Жанр: драма, боевик
Режиссёры: Максим Бриус, Михаил Вассербаум
В ролях: Александр Бухаров, Владимир Ильин, Алексей Кравченко, Максим Дахненко, Марина Денисова, Андрей Терентьев, Светлана Терентьева, Глеб Борисов, Никита Терентьев
Май 2014 года. Несколько человек, поняв, куда дует ветер после Майдана, Крыма и трагедии в Одессе, решает спешно покинуть опасную территорию Украины и выехать в спокойную Россию. По пути конвой останавливается в станице, которую именно в этот момент заканчивает «зачищать» банда мародёров. Из беженцев спастись смогли не только лишь все, а дальше возникает новая проблема – границу контролируют украинские военные, поэтому приходится задержаться в Луганске, где местные жители уже заявили о своей независимости и собирают народное ополчение. Совсем скоро сюда прибудут «добробаты», укомплектованные «свидомыми украинцами» и прочими сторонниками Майдана, жаждущие наконец-то испытать миномёты в деле – пусть даже и против мирных людей. «Сепары» же, а значит, не жалко.
В первые же минуты «Солнцепёк» вываливают на суд зрителя кровавую расправу над сельскими жителями: есть тут и расстрелы в упор, и изнасилование, и даже убитый ударом головой о стену младенец. Многие уже на этом моменте могут посчитать подобную «чернуху» излишней и тут же закончить просмотр фильма, который к тому же не может похвастаться «голливудской» картинкой и высоким бюджетом постановки. Но всегда есть несколько «но». Сцены демонстрации звериной жестокости гражданской войны моментально настраивают на нужный режиссёру лад и показывают, что мирная жизнь уже закончилась, моментально и бесповоротно, а также сразу «расчеловечивают» главных злодеев. Подобное «расчеловечивание» – обычный приём в военном кино, когда враг выставлен натуральным животным, ну а натуралистичные сцены убийств в прологе так и останутся самыми жестокими за весь фильм.
Это, конечно, не значит, что дальше зрителя ждёт лёгкая прогулка и хорошее настроение, но всё-таки прибавится диалоговых сцен, во время которых можно перевести дух, а убийства будут происходить или в ходе динамичных перестрелок, или в результате миномётных/авиационных ударов, которые, как правило, убивают людей сразу и не позволяют палачам напоследок издеваться над своими жертвами. Конечно, возникает вопрос, оправдан ли такой шок-контент в самом начале, но фильм основан на реальных событиях, в результате которых жизней лишились десятки тысяч людей, а между тем для многих жителей как России, так и Украины, т.н. АТО так и осталась чем-то далёким и не слишком волнующим. Если рассматривать бескомпромиссность постановки как приём, позволяющий схватить равнодушного человека за волосы и ткнуть его носом в экран, чтобы проникся, то это работает. Другое дело, что человек равнодушный, увы, «Солнцепёк» пропустит мимо себя, ввиду отсутствия широкого кинопроката.
Но в малом экране при просмотре есть и свой плюс – именно с малых экранов компьютеров, телевизоров или телефонов мы узнавали об этой войне, а потому картинка выглядит куда более реалистичной. Операторская работа с одной стороны непритязательная и неброская, с обилием «ручной» съёмки, но с другой – её хочется похвалить, ведь на атмосферу она работает по-максимуму. Иногда «Солнцепёк» вообще выглядит как документальный фильм, а экшн-сцены напоминают откровенные репортажи военкоров с передовой, что сближает художественное кино с реальностью и заставляет забыть о постановочности кадров. Это ещё не снафф-видео, но местами близко. Ведь даже финал не дарит долгожданного чувства облегчения: ужас не закончился, впереди длинный путь к миру; фильм может успокоить только тем, что отныне жители Донбасса не беззащитны и не одни в своей борьбе.
Номинально центральный персонаж Влад (Александр Бухаров), ветеран Афганистана, пытающийся спасти свою семью и волею судьбы начинающий работать водителем луганской скорой помощи, получает не так уж и много экранного времени, т.к. в этой истории много персонажей, из-за чего сценарию явно не хватает сфокусированности, а потому и драматизма – здесь гибнут многие, но о большинстве из них мы знаем слишком мало, чтобы горевать. Фильм пытается успеть рассказать и про руководителя ополчения Грицая (Алексей Кравченко), и про жена с сыном Влада, и про мародёров, и про добровольцев «добробатов», и про другого афганского ветерана, который оказался по другую сторону баррикад. Сюжет разрыхляется, превращается в набор мизансцен, бытовых зарисовок разгорающейся войны, пытается показать разные типажи, разные мотивации и красноречиво оценить их – не проговаривая, а показывая, например, окровавленного после пыток человека в клетке, чей вид вызывает оторопь даже у тех, кто разделяет мнение о том, что «русские понаехали и гнать их всех надо».
Таким образом фильм становится слепком времени и общества, пёстрой картиной не менее пёстрого общества, которое в какой-то момент просто не смогло ужиться вместе. Примечательно, что одна из сюжетных арок строится на противостоянии «западэнца» в вышиванке и «москаля», ненавидящего Россию, где нет ни свободы, ни демократии, ни даже чистого воздуха. Один приехал убивать донбассовцев из Львова, другой – аж из Москвы, но симпатий друг к другу они не испытывают, оба в итоге получают второй шанс начать жизнь с чистого листа, но если в мудрый выбор украинца (кстати, единственного, кто использует мову) «Солнцепёк» верит, то диагноз русскому поставлен неутешительный. Как справедливо заметил герой Алексея Кравченко (вызывающий уместные флэшбеки с «Иди и смотри»), если человек – говно и берёт в руки автомат, то теперь он просто говно с автоматом.
Можно поспешно обвинить «Солнцепёк» в пропаганде (что в принципе справедливо по отношению к ЛЮБОМУ военному фильму), но лента всё же не рисует портрет украинца сплошь чёрными красками. Показано головокружение от Майдана, чьи зёрна упали в плодородную почву давней неприязни, и люди, которые нашли в себе силы сменить своё мнение, а самые кровожадные злодеи тут не имеют вообще никакого отношения к идеям евроинтеграции и решению «расового» вопроса с «москалями» – это обычные головорезы, спокойно убивающие как жителей Луганска, так и добровольцев с Киева. Но, разумеется, оценка действий киевского режима дана совершенно понятная. Её даже можно было бы назвать однобокой, не будь многочисленные миномётные обстрелы или авиаудар по Луганску 2 июня 2014 года прекрасно задокументированы, а потому едва ли нуждаются в какой-либо лицемерной рефлексии о неоднозначности.
Очевидно одно, эта война будет освещена в кинематографе ещё много раз, и в зависимости от страны производства выходящие фильмы будут вызывать слёзы с одной стороны и отрицание/гнев/торг с другой, а «Солнцепёк» – лишь первая ласточка. Где-то неуклюжая, где-то берущая за живое, стреляющая то наповал, то вхолостую, но актуальная. А в финале ещё и неожиданно выводящая на экран персонажа другого военного фильма «Турист» – Седьмого из ЧВК Вагнера, воевавшего в ЦАР. Можно списать появление героя Глеба Темнова на обычное совпадение, но слишком уж похож образ, включая даже африканскую шляпу, да и представлена его команда была как группа офицеров-ветеранов, что тоже соответствует легенде «Туриста». А значит, у нас тут, на минуточку, намечается полноценная франшиза. Не фантастическая киновселенная Marvel или пафосная бондиана, а что-то куда более приземлённое, грязное, злое и приближенное к жизни. А жизнь у нас, как известно, сейчас непростая.
Игорь Талалаев