ЛУЧШИЕ В АДУ
2022, Россия, 109 мин.
Жанр: военный, боевик
Режиссёр: Андрей Батов
В ролях: Алексей Кравченко, Георгий Болонев, Сергей Гарусов, Дмитрий Мурашев, Георгий Маришин, Захар Черезов, Юрий Евдокимов, Сергей Беспалов
Две штурмовые группы «белых» должны выбить с укреплённых позиций «жёлтых». Цель – девятиэтажка, но на её пути ещё три занятых здания, откуда нужно «выкурить» противника и не допустить, чтобы в тылу остался хоть один враг. К действию пехоты подключаются танки, бронемашины, миномётные и даже артиллерийские расчёты. В локальное сражение за несколько сотен квадратных метров на первый взгляд не представляющей особой ценности территории подключаются солдаты, находящиеся в 3-30 километрах от линии непосредственного столкновения. Над полем боя рыщут коптеры, а если абстрагироваться от человеческих жизней, то сверху сражение напоминает огромную шахматную партию, где на доску выводятся всё новые и новые фигуры со всё более широкой площадью поражения. Но завершить операцию обязаны «пешки», которые попали в самое пекло. А заодно и выяснить, чей дед Берлин брал и почему теперь это уже не аргумент.
Фильм Андрея Батова, чья премьера прошла на платформе не самой популярной социальной сети ЯRUS чуть больше недели назад, уже просочился на YouTube, где успел собрать свыше 10 миллионов просмотров, что подтверждает – картина актуальна и своего зрителя определённо нашла. Да и как иначе, если в ней воссозданы ожесточённые бои за Мариуполь? Т.е. «Лучшие в аду» сняты буквально по горячим следам – сравните с «Солнцепёком» на ту же тему, который увидел свет лишь спустя 7 лет после описываемых в нём событий. Разумеется, факт столь скоропостижного выхода, да ещё и слова авторов о том, что на первый раз они не будут против пиратских копий, могут насторожить. Ведь если отбросить в сторону похвалу за актуальность, фантастическую скорость съёмок и фактически бесплатное распространение, останется страх за то, что авторы выпустили недоспелую агитку, в которой нет и быть не может какой-то художественности.
Спешим успокоить. Если вы по какой-то причине боитесь пропаганды (а
где сейчас не пропаганда? А
что сейчас не пропаганда?), то можете смело смотреть. В фильме нет вообще никаких оценок действий той или иной группы, бойцы с обеих сторон показаны предельно мужественно, нет политики и даже прямо не проговаривается кто с кем и за что воюет. Есть первоначальная установка в титрах: белые – ЧВК «Вагнер», жёлтые – противник. На этом всё. За кого там воюет «Вагнер», кто его противник и почему – не озвучивается. Хотя все всё прекрасно понимают, ничьих нежных чувств это ранить не может. В кадре не происходит военных преступлений вроде убийств мирного населения, чем «грешил», например, «Солнцепёк» (из него в фильм перекочевали Алексей Кравченко и Константин Гапонов, но непонятно – те же это роли или просто похожие), сражаются тут лишь предельно мотивированные солдаты, все бойцы говорят на русском языке и обращаются друг к другу только по позывным: Полигон, Вескер, Вивальди, Буран, Шёпот, Наука…
Отличить одних от других проблематично, как морскую свинку от хомяка (на самом деле шиншиллы), и в горячке боя возможно только по разноцветным повязкам – белым и жёлтым. Демонстрируют волю, тактические уловки и желание идти до конца обе стороны. В этом одна из генеральных задумок фильма: на самом деле мы одинаковые. Это прямым текстом проговаривает и герой Кравченко: «мы сражались сами с собой». Действительно, и «белые», и «жёлтые» знают и понимают то, как будет вести бой противник, что усложняет их задачу, а противоборствующую сторону нельзя закидать шапками, выставить слабаками или превратить в грязных животных. В фильме есть красноречивый момент, где на одну и ту же икону крестится сначала «жёлтый», а затем и «белый». Зачем же столь похожие люди убивают друг друга? Фильм не даёт на это ответов, он лишь показывает
как. И делает это очень красочно. Автор этих строк даже снял бы в почтении каску, если бы не боялся, что его голову зацепит осколком – настолько глубоко здешнее погружение в войну.
«Лучшие в аду» вообще предельно скупы на какую бы то ни было рефлексию. Бой начинается уже с первых минут и не затихает до самых титров. Собственно, в этом его сильная, но в то же время и слабая сторона. Сильная – потому что экшн тут снят на высочайшем техническом уровне. После небольшой текстовой вставки в самом начале, пафос уступает место «работе», черновой, кровавой и смертельно опасной. Солдаты расстреливают целые обоймы, кидают гранаты, запрашивают подкрепления, наводят орудия, применяют взрывчатку в домах, чтобы проламывать стены и заходить в тыл, убивают и умирают, умирают, умирают. Слабая – потому что весь фильм представляет из себя действие нон-стоп, здесь не до ведения задушевных бесед, а в таких условиях чрезвычайно сложно или вовсе невозможно прописать какие-то интересные характеры и тем более полноценно раскрыть их. Так что личности солдат надёжно скрыты за своими позывными, а потому проникнуться их смертью в полной мере не получится. Возможно, для повышения градуса драмы стоило включить в пролог сценку из «мирной» жизни, чтобы зритель получил хотя бы возможность привязаться к тем или иным героям, но нет – здесь они лишь винтики военной машины, и этот смысл, разумеется, тоже заложен в фильм не случайно. Зачем? Что на место павших обязательно придут новые?
Героям некогда разбираться и задаваться какими-то вопросами. В правой части экрана появляется окошко с цифрами обратного отсчёта. Что случится, когда часы замрут на нулях? Информация будет озвучена лишь ближе к середине фильма, и тогда секундомер станет выполнять роль катализатора напряжения, но, прямо скажем, не самую удачную. Просто потому что напряжение здесь и без того зашкаливающее – у бойцов нет даже минуты на передышку, поставленная задача постоянно подталкивает их вперёд. Передышки есть только у зрителей, ведь авторы фильма воспользовались форматом онлайн-премьеры и добавили в ленту несколько информационных вставок о типах вооружения, используемых обеими сторонами: можно нажать на паузу и спокойно изучить дальность стрельбы той или иной гаубицы, а также сколько именно килограммов взрывчатки она насыплет за шиворот тому несчастному, кто окажется под её огнём. Наверное, за всей этой динамикой, местами напоминающей командные разборки в духе Battlefield или Counter-Strike, только с графикой на ультра-настройках, можно было бы просто запутаться, но режиссёр предусмотрел это и вмонтировал в перестрелки оперативные брифинги с участием «Шёпота» в исполнении Кравченко, который прямо на камеру объясняет и показывает на карте те и иные задачи, стоящие перед бойцами. Этот приём, как и инфо-вставки об оружии, тоже сближает фильм с компьютерной игрой, зато позволяет зрителю не терять суть ситуации, что в случае со столь похожими противниками по-настоящему полезно.
Ближайшее сравнение, которое приходит на ум после просмотра – «Чёрный ястреб» Ридли Скотта: такая же бесконечная стрельба, замкнутые пространства, всё большее вовлечение разных типов войск, всё возрастающие потери и такой же акцент именно на боевых действиях, а не героях. Хотя, конечно, мастерство Скотта перевешивает умения Андрея Батова, но и установки у них были разные. В американском боевике у звёздно-полосатых было полное техническое превосходство, в то время как их противники брали подавляющей живой силой. В «Лучших в аду» боевые навыки и техническое оснащение обеих сторон примерно равное («белые» даже в какой-то момент завидуют тому, что связь «жёлтых» куда лучше). Также в «Чёрном ястребе» сомалийцев было легко отличить от американцев, что упрощало задачу оператору показать где свои, а где чужие. В российском фильме солдаты практически неразличимы, и с этим частично справляются брифинги «Шёпота», ну а в какой-то момент сходство бойцов подталкивает и сюжет, приводя к обману противника.
«Лучшие в аду» понравятся тем, кто устал от сражений в декорациях Великой Отечественной, пафосной пропаганды или дешёвых спецэффектов. Здешний экшн снят «на все деньги», оператора не трясёт в конвульсиях, а потому всё прекрасно видно и геометрия перестрелок понятна. Здесь нет мотивирующих речей перед боем или трагических перед смертью, зато замечены довольно крутые съёмки с коптеров, а слоу-моу подаётся строго дозировано и только тогда, когда действительно хочется рассмотрели детали. Реалистичность такая, что во время титров вы даже не сможете вспомнить – а играла ли вообще музыка или же весь саундтрек состоит только из хриплых криков, скупых команд по рации и грохота взрывов? В общем, перед нами образцовый современный военный боевик, который «зайдёт» ценителям жанра мужского кино. Драйва и стрельбы тут столько, что с лихвой хватит на десяток фильмов калибром поменьше.
P.S. Впрочем, кто-то всё вышесказанное всё равно посчитает пропагандой. В русскоязычной Википедии даже идут споры об удалении страницы, посвящённой фильму. Некоторые вовсе пытаются отказать «Лучшим в аду» в возможности называться художественным фильмом. Да будет известно, что отмена картины – это тоже пропаганда, просто с противоположной стороны. Так что рецензия от «25-го кадра» явно не будет лишней. Некоторые интернет-воины хотели бы скрыть сам факт выхода фильма, сделать вид, что его не существует. Те самые борцы за свободу слова, но только если это их слово. Что ж, чуть усложним их задачу.
P.P.S. Кстати, страница нашего журнала на Википедии тоже давным-давно удалена. Но мы всё ещё существуем. А на наше место обязательно придут новые. Так что выкусите! :Р
Игорь Талалаев
В Сети с 5 октября