КОРСАЖ (CORSAGE)
2022, Австрия-Люксембург-Германия-Франция, 113 мин.
Жанр: драма, биография, история
Режиссёр: Мари Кройцер
В ролях: Вики Крипс, Флориан Тайхтмайстер, Катарина Лоренц, Джинн Вернер, Альма Хасун, Мануэль Руби, Финнегэн Олдфилд, Колин Морган
Образ императрицы Елизаветы Австрийской по прозвищу «Сиси», который она получила ещё в детстве, абсолютно кинематографичен, а её биография буквально создана для кино. Именно поэтому фильмы по истории Елизаветы с
Роми Шнайдер в главной роли стали культовыми в немецкоговорящей среде. Сам персонаж императрицы есть и в «Людвиге» Лукино Висконти, также в исполнении Роми Шнайдер.
Снимать «консервативные» костюмные исторические драмы о временах абсолютной монархии в европейских странах, жанр уже покрывшейся изрядным слоем пыли, не берётся никто. Поэтому истории представителей королевского двора получают новые «панковые» воплощения, тем самым буквально деконструируя устаревший жанр. Примеры тому «Мария Антуанетта» Софии Копполы или сериал «Корона» на Netflix.
Не заставила себя долго ждать и экранизации биографии Елизаветы Австрийской. Вышло два сериала, на немецком телевидении и «Императрица» на Нетфликсе. Первый полнометражный фильм, переосмысляющий биографию известной императрицы, «Корсаж» сняла Мари Кройцер. Картина была представлена в программе «Особый взгляд» Канн, а исполнительница главной роли Вики Крипс получила приз как лучшая актриса.
В новой картине Кройцер уходит от стандартного байопика, а начинает свой фильм со дня рождения, когда императрице исполнилось 40 лет. Елизавета уже не молодая девушка, тем не менее, старается поддерживать образ, заставляя своих слуг всё туже затягивать корсаж и показывая язык доктору, который говорит, что большинство её придворных не доживает до такого возраста.
Император Франц Иосиф (Флориан Тайхтмайстер) всё дальше дистанцируется от неё, уделяя больше внимание государственным делам и любовницам, так же как и дети. Дочь Елизаветы заявляет матери, что императрице так себя вести неприлично, а поведение героини Вики Крипс действительно вызывающе: то дочь сорвёт посреди ночи на конную прогулку, то роман с конюхом заведёт, за что получит упрёк и от сына, то из окна спрыгнет («Я хотела умереть, но умение подвело», говорит императрица).
Между своими импульсивными поступками Елизавета занимается и обычными делами, например, посещает раненых солдат в госпитале и больницы для умалишённых – и в каждом заточённом в неволю видит себя. Действительно, императрица в картине поставлена в твёрдые рамки придворного этикета. Елизавета ищет себя – не зря на одном застолье она говорит своему сыну, что Бог ошибся с её местом в этом мире. Ей не позволяют часто посещать Венгрию, которая для неё намного ближе и роднее, чем консервативный австрийский двор. Сама же картина вдобавок наполнена тематикой увядания, все эти старые интерьеры уже больше не отдают императорским величием, а своими потрёпанными стенами отлично рифмуются с темой скорого заката монархии, как и со старением самой героини. Недаром император говорит Елизавете о том, что она должна быть воплощением, лицом государства.
Помимо, самого поведения императрицы в фильме полно и других условностей, разрушающих этот мир исторической костюмированной драмы. Современный саундтрек, современные технологии, татуировки и даже появление в картине первого синематографа за несколько десятков лет до братьев Люмьер, и именно перед объективом камеры Елизавета впервые может побыть сама собой. Все эти деконструирующие элементы роднят «Корсаж» с уже упомянутой картиной Софии Копполы или с «Фавориткой» Йоргоса Лантимоса.
Всё же весь этот бунт против старого устройства двора, из-за специфики выбранного периода жизни героини, выглядит скорее не полноценной деконструкцией и рассказом о человеке не на своем месте, а как иллюстрация народной мудрости «С жиру бесится». В этой связи зрителю будет проще найти сочувствие к любым обитателям двора (слугам, императору, королевским детям), нежели к самой императрице.
Олег Мухаметдинов
В кинотеатрах с 20 октября (прокатчик Russian World Vision)