ПЛОТНИК
2022, Россия, 108 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Авдотья Смирнова
В ролях: Анна Рыцарева, Сергей Уманов, Алексей Филимонов, Светлана Казарцева, Маргарита Бычкова, Виталий Олечкин, Олег Рязанцев, Геннадий Смирнов
«Плотник» – новый полнометражный фильм Авдотьи Смирновой (
«2 дня», «Кококо»,
«История одного назначения») сценарий, к которому был написан совместно с писательницей Мариной Степановой, а роль оператора исполнил российский режиссёр-документалист Денис Клеблеев. Картина рассказывает о счастливой молодой семье Осиповых, живущих под Ульяновском в своём частном доме, который собственными руками построил отец семейства (Сергей Уманов), ведь по профессии он плотник. В этой гармоничной семье есть также ребёнок – родители ласково называют его Заяц (Виталий Олечкин).
В один из дней, во время празднования годовщины с друзьями и семьёй, мальчик падает с лестницы и у него вскакивает странная шишка. Мать в исполнении Анны Рыцаревой переживает, что это рак, отец утверждает, что это просто ушиб. В своём отчаянии родители будут бегать по врачам, вначале ульяновскому, потом московским, а позже и немецким. Итог будет неутешительным: редкое неизлечимое генетическое заболевание.
Финал этой истории искушённому зрителю будет понятен ещё в самом начале, но уникальность фильма Смирновой состоит в том, что он переводит оптику с мучений ребенка, на родителей. Мелкими, но очень внятными штрихами нам показана их идеальная жизнь, несмотря на все противоречия между супругами, которая рушится буквально на наших глазах. Благодаря показу детализированной ладной семейной жизни распад её смотрится ещё более страшно и драматично. Под давлением трагедии, случившейся с ребенком, все разногласия по капле будут просачиваться и разрушать тот самый земной рай, который Осиповым удалось построить.
Друзья-соседи, казавшиеся верными, отворачиваются от чужой беды и во всей этой ситуации ищут собственную выгоду. Тёща брезгует своим внуком, а свекровь предлагает главе семейства бросить супругу с ребёнком и найти «нормальную жену». Дом, в котором была настоящая семейная идиллия, семье приходится продать и смотреть, как его разбирают у них на глазах. Во всём этом прорисовывается чёткая проблема одиночества человека в сложной ситуации
(Смирнова вообще презирает российское общество, что чётко прослеживается по её фильмографии, а потому данные сценарные ходы не выглядят сюрпризом, – прим. ред).
Не обошлось в картине и без библейских аллюзий. Даже если не брать во внимание основную «библейскую» профессию главного героя, сюжет картины напоминает ветхозаветную историю Иовы, у которого Сатана с позволения Бога отнимает детей и дом только потому, что тот был счастлив. Подобные христианские подтексты смотрятся ещё более выразительно на фоне линии главной героини, которая является убежденным поклонником коммунизма и ласково называет Ленина дедушкой. В момент болезни ребёнка она идёт молиться не в церковь, а к памятнику вождю мирового пролетариата. В такой ситуации будешь обращаться к кому угодно, хоть к Богу, хоть к чёрту.
Актёрские работы главных героев смотрятся действительно ярко, отображая полное социальное и моральное падение и даже потерю рассудка. «Плотник» можно ругать за практически телевизионную картинку и телемыльные штампы, но всё это растворяется в трогательной и одновременно ужасающей истории. Оставляя в финале зрителей абсолютно опустошёнными и вымотанными, Смирнова всё же дарит небольшую моральную надежду финальным титром, посвящая фильм пока ещё неизлечимо больным детям.
Олег Мухаметдинов
В кино с 27 октября