ЗА ПИВОМ! (THE GREATEST BEER RUN EVER)
2022, Россия, 109 мин.
Жанр: комедия, военный, драма, история
Режиссёр: Питер Фаррелли
В ролях: Зак Эфрон, Рассел Кроу, Джейк Пикинг, Кайл Аллен, Арчи Рено, Уилл Ропп, Уилл Хохман, Мэтт Кук
Американцы продолжают с помощью кинематографа рефлексировать на тему проигранной Вьетнамской войны. Основанное на реальных событиях кино не стремится показать причины или последствия конфликта, более того – не хочет, кажется, даже толком демонстрировать военные ужасы. «За пивом!» (чьё оригинальное название «The Greatest Beer Run Ever» звучит куда как эпичнее) рассказывает историю одного странного путешествия. На дворе 1967 год, а балбес Чики Донохью, чьи друзья отправились на войну, заявляет, что было бы неплохо съездить из США во Вьетнам и отвезти приятелям несколько банок американского пива, чтобы немного приободрить их. Чики вдруг понимает, что никто из окружающих не воспринимает его всерьёз (и совершенно по заслугам), и это придаёт ему мотивации неожиданно для всех отправиться на фронт с самой странной и дурацкой миссией в истории.
Режиссёр Питер Фаррелли умудрился скатиться с легендарных туповатых комедий («Тупой и ещё тупее») до откровенного трэша («Муви 43»), а затем неожиданно для всех выдал оскароносную «Зелёную книгу», смешную лишь отчасти. «За пивом!» с одной стороны следует проторенной комедийной дорожкой, но с другой пытается заигрывать с киноакадемиками, говоря простыми словами о сложных вещах, а заодно выводя на сцену такого серьёзного актёра как Рассел Кроу. Правда, появляется он всего на несколько минут, но общего впечатления точно не портит. Ещё меньше роль у Билла Мюррея, ограничившегося несколькими фразами за барной стойкой, но всегда украшающего собой любой фильм. А в центре сюжета стоит, вернее непрерывно двигается, персонаж Зака Эфрона.
Эфрон уже вышел из возраста смазливых мальчиков, но стареет как-то неохотно, так что при желании, видимо, сможет отыгрывать роли плейбоев примерно вечно, как другие известнейшие голливудские вампиры Том Круз и Джаред Лето. Обаятельный актёр с большим опытом в комедиях идеально подошёл для образа вроде бы взрослого, но беспечного инфантила, о чьём совершеннолетии говорят разве что его усы, а вовсе не поступки. Доставить пиво из Америки во Вьетнам – идея явно не гениальная, но далеко не самая худшая. И пусть воодушевляющий момент экстравагантной миссии не столь высок, но это куда лучше, чем, например, отправлять в Сайгон оружие, а потому Чики Донохью вызывает симпатию у зрителя и улыбки у своих друзей. Потому что внезапно выпить пива с другом, да ещё и находясь в окопе под обстрелом – дорогого стоит. Подобный жест с «гражданки», мол, ребята, мы про вас не забыли, любим и ждём назад, не выглядит пафосным или необходимым, зато это такая тёплая история, которую непременно будет приятно вспомнить всем причастным, а значит, она заслуживает и экранизации.
Первая половина лента расслабляет, благодаря насыщенным иронией диалогам, но постепенно тон картины мрачнеет и места для шуток практически не остаётся. От местного юмора не хочется смеяться в голос, но всё же его стоит признать вполне удачным и уместным. Фильм привязывает зрителя к главному герою и заставляет пройти тот же путь от бестолковых посиделок в баре до опасного задания и натурального выживания в джунглях, когда шутки работаю уже в качестве разрядки обстановки. Но сам жанр трагикомедии вовсе не так прост, как кажется, и уверенно работать в нём могут лишь единицы, а Фаррелли справляется со своей задачей лишь отчасти.
Имея в основе забавную историю, мягко говоря, необязательного трипа в неожиданных декорациях, сценаристы не озаботились тем, чтобы вложить в текст ещё и какие-то важные высказывания. Да, тут есть мысли о вранье СМИ, о лживых политиках и смерти солдат, но драма в фильме не работает – антивоенный месседж просто проговаривается героями, но не показывается. Под ужасы войны отведена всего одна перестрелка (ни для кого ведь не станет сюрпризом посредственный экшн в комедии?), чьим заметным итогом становится лишь смерть жизнерадостного вьетнамского регулировщика, персонажа третьего плана. Режиссёр как бы рассказывает вам давно известные байки о недопустимости насилия, о повсеместной грязи и хаосе на войне, но делает это в пабе, за стаканчиком пива, так что это совсем не трогает. Покивали, заказали ещё кружечку и разошлись.
Но, может, оно и к лучшему. По крайней мере, Фаррелли не скатывается в откровенную чернуху, ломая всё первоначальное впечатление, а плавно повышает градус своего творения, словно боясь отпугнуть тех, кто ждал только комедию. Просто начинал он с безалкогольной «нулёвки», а закончил обычным светлым лагером. Такое можно выпить и без закуски, но обычно в памяти всё-таки остаются вещи покрепче. Если, конечно, знать меру.
Игорь Талалаев
На Apple TV+ с 30 сентября