Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Чёрная Пантера: Ваканда навеки
Автор: С.Прудников, И.ТалалаевДата: 14.11.2022 16:15
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

ЧЁРНАЯ ПАНТЕРА: ВАКАНДА НАВЕКИ (BLACK PANTHER: WAKANDA FOREVER)
2022, США, 161 мин.
Жанр: кинокомикс, фантастика
Режиссёр: Райан Куглер
В ролях: Летишиа Райт, Лупита Нионго, Данай Гурира, Уинстон Дьюк, Анджела Бассетт, Теноч Уэрта, Мартин Фриман, Доминик Торн, Флоренс Касумба


МНЕНИЕ «ЗА»

После трагической смерти Чедвика Боузмана, исполнителя роли Чёрной Пантеры в киновселенной Marvel, перед Кевином Файги и студией Дисней встал нелёгкий выбор – осуществить мягкий рекаст или же вывести персонажа из повествования наиболее приемлемым для всех сторон образом. Рекаст сам по себе вызвал бы шквал критики, ведь в эпоху BLM, когда чернокожее население Штатов фактически диктует свою волю белым угнетателям, а те покорно идут на поводу, подобные решения способны только усугубить межрасовую напряжённость. При всём уважении к памяти Чедвика Боузмана, рискнём назвать опрометчивым тот культовый статус, который его фигуре присвоили посмертно, но для сегодняшней Америки и царящей в ней фанатичной искажённой толерантности замена актёра в проекте уровня «Чёрной Пантеры» чревата сложностями с целевой аудиторией. Это вам не Терренса Ховарда заменить на Дона Чидла в «Железном человеке 2», тут масштаб серьёзнее, да и кассовые сборы «Пантеры», к полному удивлению кажется вообще всех, оказались слишком приличными, чтобы пренебрегать мнением чернокожего населения, которое несёт свои кровные в кинотеатры ради грёз о великой и процветающей Ваканде, где нет места бедности и голоду, зато есть самые передовые технологии в лучших традициях афрофутуризма.

Смерть исполнителя главной роли, как бы это цинично не прозвучало, стала существенной подставой для студии, которая намеревалась ковать железо пока горячо. Сценарий сиквела «Чёрной Пантеры» писался ещё при жизни Боузмана, но его кончина вынудила студию свернуть все наработки и оперативно искать решение проблемы. В итоге, рекаста всё же не произошло – официально король Т’чалла в КВМ умирает от болезни, как и исполняющий роль Чедвик Боузман, и этим Марвел деликатно не только отдают дань уважения актёру, но и открывают для себя новые возможности в вопросах раскрытия Ваканды как страны, важной для всей киновселенной в отрыве от её героического правителя.

«Ваканда навеки» начинается с трогательной сцены похорон Т’чаллы и моментально погружает зрителя в тягостную атмосферу беспомощности. Король умер, и кто теперь защитит Ваканду от посягательств на её ценный ресурс – вибраниум – со стороны мировых держав? США так алчно желают заполучить драгоценный металл, что идут на открытые провокации, которые Ваканда отбивает, а королева Рамонда предупреждает мировых лидеров в Женеве, что её страна будет отстаивать свой суверенитет любыми доступными ей способами. На стороне Ваканды больше нет Чёрной Пантеры – все чудодейственные цветы, дарующие силу Пантеры, были уничтожены Киллмонгером в прошлом фильме, и принцесса Шури тщетно пытается синтезировать их замену. Переломным моментом становится то, что Штаты находят в глубинах океана новые залежи вибраниума, на которые стремится наложить руку, только вот тот вибраниум под защитой обитателей Талокана – скрытой подводной империи, которой правит могущественный Нэмор. Нэмор предлагает Рамонде и Шури объединить свои армии и дать отпор захватчикам, но королева и принцесса не горят желанием начинать войну против всего мира, тогда Нэмор ставит жёсткий ультиматум, и последствия нового кризиса могут навсегда изменить расстановку сил не только в Ваканде, но и во всём мире.

Вышедшая в 2018 году «Чёрная Пантера» обрела культовый статус для цветного населения США, не привыкшего к подобной репрезентации африканской культуры в кино. Для всего остального мира же «Пантера» оказалась крепким марвеловским середнячком с простым, но внятным конфликтом и обаятельными персонажами. Вторая часть вызывала интерес в большей степени из-за драматизма съёмочного процесса – всем хотелось узнать, как Марвел выкрутятся из столь щекотливой ситуации.

И, надо отдать должное Кевину Файги, выкрутились достойно. При всех сложностях производства и общем неровном качестве продуктов четвёртой фазы КВМ, «Чёрная пантера: Ваканда навеки» производит приятное впечатление и выглядит стройнее и цельнее последних работ студии. Первое, за что хочется похвалить сиквел – отказ от идеи замены титульного актёра. Рекаст стал бы самым очевидным и лёгким решением проблемы, но не факт, что зритель оценил бы такой подход. Вместо этого студия пошла по пути наибольшего сопротивления и решила показать историю королевства без своего правителя, оказавшегося на пороге войны с интервентами всех мастей – правительством США и загадочными подводными потомками инков. Впервые за долгое время, у Marvel действительно получился интересный реалистичный конфликт, который цепляет и находит отклик. На этом фоне получает отличное развитие персонаж принцессы Шури, которая оказывается последним наследником трона Ваканды и не готова к такой ответственности. Летиша Райт здесь отыгрывает такой спектр эмоций, что её игрой невольно любуешься в каждой сцене. Особенно хороша Райт в драматических сценах, благо драмы здесь много, и она не прерывается сомнительными шутками в духе Тайки Вайтити. Пожалуй, «Ваканда навеки» вообще самый драматичный и взрослый фильм КВМ за очень долгое время, поднимающий непростые вопросы о власти, войне и цене свободы. И это, чёрт возьми, хорошо! После циркового балагана в последнем сольнике Тора, сиквел «Пантеры» даёт надежду, что не перевелись в Марвел ещё адекватные люди, которые могут и умеют делать вменяемое кино.

Впрочем, при всех достоинствах картины, она не лишена и типичных недостатков поздней КВМ. Хронометраж в 2 часа 40 минут всё-таки ощущается здесь избыточным – местами лента кажется затянутой, особенно ей мешают побочные сюжетные линии с Эвереттом Россом и девочкой-макгаффином Рири Уильямс, настолько гениальной, что умудрилась собрать броню Тони Старка на коленке и сконструировала от безделья детектор вибраниума для ЦРУ. Вся линия Росса и его взаимоотношений с бывшей женой – Валентиной Аллегрой де Фонтейн, той самой, что вместо Ника Фьюри теперь маячит в сценах после титров, собирая отряд подонков для «Громовержцев» - ощущается вымученной и мало влияющей на основной сюжет. Да, Джулия Луи-Дрейфусс – актриса хорошая и за её взаимодействием с окружением интересно наблюдать, но она элементарно здесь лишняя. Как и не равноценная замена Тони Старку и будущий член молодых Мстителей Рири Уильямс, которая выполняет примерно ту же функцию, что и недавняя Америка Чавес из сиквела «Доктора Стрэнджа» - очень важная девочка, за которой все ведут охоту и которую надо защитить от плохих парней. Самостоятельности Уильямс не прописали, а вся её гениальность основана лишь на том, что сценарист так сказал.

Не мог проект такого уровня обойтись и без повестки, привычной для политики инклюзивности, которую ведёт «Дисней» назло всем врагам и доброжелателям. В одной из первых сцен на конгрессе в Женеве воительницы Дора-Милаж вводят в зал пленных наёмников, которые встают на одно колено перед вакандцами, и такая явная демонстрация символики движения BLM вызывает некоторую оторопь и недоумение – фильм и так напичкан цветными актёрами, которые играют все ключевые роли, отодвинув белых на второй, а то и третий план. Здесь даже жителей Талокана играют сплошь мексиканцы, что делает «Ваканду навеки» самым этнически-инклюзивным проектом всей КВМ.

К слову, Нэмор и его королевство Талокан получились интересными. Задачей студии было, по всей видимости, уйти максимально далеко от классической Атлантиды и Аквамена из конкурирующей студии, а посему происхождение Нэмора переписали, сделав его мутантом (на этом даже делается особый акцент) и потомком инков, сбежавших под воду от испанских завоевателей. Весь облик подводного Талокана основан на ацтекской архитектуре с её многоступенчатыми пирамидами, а сам Нэмор носит титул Кукулькана – Пернатого змея. Стоит отдать должное художникам по костюмам – здесь они на высоте: начиная траурными белоснежными одеяниями вакандцев и заканчивая увесистой бижутерией самого Нэмора. Актёр Тэноч Уэрта мало похож на надменного Нэмора из комиксов, но смог создать сложный образ правителя, разрываемого противоречиями – благо своего народа он ставит выше блага всего остального мира, готовый защищать свои богатства и людей от посягательств с суши. Пожалуй, пару раз за фильм Нэмор заставит зрителя себя возненавидеть, но в финале вы всё равно поймаете себя на мысли, что не считаете Нэмора полноценным злодеем истории, не смотря на все его поступки. И подобная неоднозначность идёт на пользу как персонажу, так и КВМ, которой не часто удаётся создать сильные образы антагонистов.

«Чёрная Пантера: Ваканда навеки» – достойный сиквел одной из самых самобытных историй современной киновселенной Marvel. Трудный производственный процесс не смог выбить режиссёра Райана Куглера из колеи, и у него получилось с достоинством вывести Ваканду как страну на передний план, не сосредотачиваясь на личности одного конкретного супергероя, а делая главным героем целый народ. И это, пожалуй, лучшее, что могло произойти с Вакандой и её обитателями в сложившихся обстоятельствах.


Сергей Прудников



МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Расставим сразу точки над «Ё» в «Чёрной Пантере». Понравится ли «Ваканда навеки» тем, кто остался не в восторге от первой части? Нет. Понравится ли «Ваканда навеки» тем, кто считал первую часть одним из лучших фильмов Marvel? Далеко не факт. Сиквел снят так, что не предлагает ничего принципиально нового для того, чтобы расширить свою аудиторию, но в то же время лишён даже некоторых из тех плюсов, что привлекли к франшизе внимание в 2018 году. Некоторая работа над ошибками была произведена, да и в целом производство фильма, из каста которого выбыл главный артист, уже само по себе нельзя назвать простым, но давайте оценим не сложности, с которыми столкнулись продюсеры и не старание съёмочной группы, а – как это ни банально – просто итоговый результат. В конце концов, при просторе ленты вы хотите получить цельное произведение и определённые эмоции, а не размышлять о разделе special features (помните такие на DVD и Blu-ray?).

Что дарила нам первая «Чёрная Пантера»? Новую высокотехнологичную, пусть и несколько кринжовую страну на глобусе Земли. Ярчайшие костюмы. Прямых как стрела персонажей с сильными характерами. Харизматичного главного героя и такого же злодея. Невиданный доселе сплав хайтека и африканской «лубочной» культуры. И как вишенку на торте – незамаскированный расизм вакандцев (мало того, что не хотят делиться ни с кем своими ресурсами и технологиями, так ещё и не дают гражданство азиатам и эскимосам, как принято в свободных царствах и демократиях). Достаточный ли это набор для по-настоящему успешного фильма – вопрос открытый, но что есть, то есть. Из второй части нужно убрать героя, злодея и новизну африканских технологий, т.к. теперь это уже повторение пройденного. Да и Ваканду нам показывают куда как меньше, ведь даже решающее сражение происходит в «нейтральных водах».

Без Чедвика Боузмана Ваканда буквально осиротела. По сюжету, на троне теперь восседает мать Т’Чаллы, которая опекает свою дочь Шури – изобретательницу с шилом в заднице и обострённым чувством справедливости. Уже нет Киллмонгера, совсем мало дикого М'Баку, а Мартин Фриман снова нужен лишь для того, чтобы каст не почернел окончательно. Ваканда скатилась в откровенный матриархат и вместо африканской брутальности теперь может предложить лишь соевый girl power. А вместо сценария тут ещё более сказочная история, теперь уже откровенно для самых маленьких – про некий подводный народ, который спит и видит, как бы уничтожить всех наземных жителей планеты. Получается этакий «Аквамен» на совсем уж минимальных минималках.

Дизайнеры фильма снова попытались сделать нам красиво и разработали внешний вид подводной страны Талокан, взяв за основу мезоамериканские цивилизации прошлого с их ступенчатыми пирамидами, геометрическими орнаментами, перьями и пышными головными уборами. Отчасти это удалось, но в карнавальных синекожих обитателях глубин совсем не чувствуется угроза современным государствам, в результате чего становится ещё труднее поверить в сюжетную завязку о том, что ныне мощнейшие сверхдержавы планеты – это Ваканда и Талокан. К тому же генеральное сражение развязанной между ними войны сводится к одному кораблю, двух самолётам, да паре китов с бомбами в рыболовных сетях (высокий технологии, которые мы заслужили). Это, если что, перечислены ОБЪЕДИНЁННЫЕ силы двух могущественнейших государств в мире. Воистину деградировала Земля после Щелчка… Так и хочется крикнуть: Танос, мы всё пролюбили!

Важной проблемой картины является и совершенно никакой злодей, который в иных обстоятельствах мог бы стать двигателем сюжета и катализатором напряжения. Но подводный бог-мутант Нэмор по большому счёту выглядит смешно. Ему нарисовали какую-то мотивацию и «свою правду» про защиту народа, но сделали это слишком примитивно, в самых что ни на есть комиксовых – в худшем значении этого слова – традициях. А его внешний вид вообще вызывает лишь смех (хотя должен бы внушать трепет). Подводный житель с заострёнными ушками и крылышками Астерикса на лодышках. Может быстро плавать, но может и летать. Персонаж, который бы чувствовал себя, как рыба в воде, в каком-нибудь «Лего Фильме». Понятно, что это бережно сохаранённый образ из комиксов, но режиссёр Райан Куглер вообще слышал о слове «киноадаптация»? Почему, если даже такой культовый герой как Супермен в кино в конце концов лишился своих красных трусов поверх синих лосин, то Нэмора нельзя было сделать чуть менее клоунским?

Масштабность фильма, на минуточку, закрывающего Четвёртую фазу Marvel, трудно переоценить. Лучше всего её сравнить с, простите, «Сумерки. Сага. Затмение», где фигурировала «армия вампиров», а в эпическом сражении сошлось аж два десятка бойцов. В этом плане вторая «Чёрная Пантера» чуть превосходит своего вампирского конкурента, но значимость всех этих местечковых разборок совершенно не чувствуется. А ненужные аналогии с «Аваменом» лишь усугубляют положение, ведь даже пара минут финальной битвы из фильма DC укладывает на лопатки/плавники всю «Ваканду навеки». В защиту сиквела хочется привести лишь улучшенные со времён первой части спецэффекты, но во многом благоприятное впечатление возникает потому, что в первой-то части эффекты были откровенно позорные.

Так что же в итоге может предложить нам «Ваканда навеки»? Коллекцию сильных женских персонажей. Храбрая и справедливая Шури, суровая и несгибаемая Окойе, благородная и добрая королева Рамонда, стервозная (потому что белая?) Аллегра де Фонтейн и, конечно, же, гениальная студентка-изобретательница Рири Уильямс, которая в Пятой фазе явно должна заменить почившего плейбоя/гения Тони Старка – вот те, вокруг кого выстроен фильм. Какой-то драматизм, сценарий, боевые сцены – всё здесь вторично и нужно лишь для того, чтобы хоть как-то оправдать феминистическую повестку. Вместо того, чтобы добавить сильных женщин в крепкую историю, как это делали в своё время, например, Ридли Скотт в «Чужом» и Джеймс Кэмерон в «Терминаторе», Райан Куглер пошёл от обратного и начал снимать схематичный фильм вокруг сильных женщин, вот только эта конструкция, увы, не работает, потому что держится не на причинно-следственных связях, а на синей изоленте под названием «Потому что так велит повесточка».

Если помните, в эпическом блокбастере «Мстители: Финал» был момент, где в одном кадре оказываются все героини Marvel, которые затем били инопланетных захватчиков Таноса и его самого по шарам, но там это была лишь одна талантливо поданный фан-сервисный эпизод посреди сверкающего аттракциона. В «Ваканде навеки» же это – стержень всего фильма.

Точно так же белый цисгендерный мужик Мартин Фримен нужен тут лишь для одной показательной сцены – чтобы заковать его в наручники и позволить африканке спасти его. Кстати, ехидный комментарий про колонизатора в кадр попал, а вот его освобождение от цепей – нет. Оно, конечно, подразумевается, но произойдёт где-то там, за титрами. Когда-нибудь. Наверное. Потому что это кадр не обязательный. По крайней мере, не такой обязательный, как поцелуй в макушку лысой воительницы в одной из финальных сцен, ведь, как известно, голливудский фильм без лесбиянок – деньги на ветер. Но SJW-активисты ненасытны. Им было мало просто чёрной Ваканды, и получив чёрную фем-Ваканду они не остановятся, а потому в будущем – «скриньте этот твит!» – мы увидим отношения между, допустим, Шури и Рири. Просто потому, что теперь это единственный возможный путь развития для вселенной Marvel – от скучных белых гетеросексуалов к разноцветным сексуальным меньшинствам.

Окно Овертона раскрывается и с размаху бьёт рамой прямо в лицо радостному африканцу, который надеялся, что тут он увидит репрезентацию своей традиционной африканской культуры. Нет, дружок, «это так не работает», форточку открывали совсем для другого.


Игорь Талалаев

Премьера с 11 ноября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 675 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio