ТОЧКА КИПЕНИЯ (BOILING POINT)
2020, Великобритания, 92 мин.
Жанр: триллер, драма
Режиссёр: Фил Барантини
В ролях: Стивен Грэм, Винетт Робинсон, Элис Мэй Фитэм, Рэй Пантаки, Ханна Уолтерс, Малачи Кирби, Идзука Хойл
Энди Джонсу предстоит тяжёлый вечер перед Рождеством. Он шеф-повар в модном ресторане и на сегодня забронированы все столики. Всё должно пройти идеально, но возможностей сесть в лужу предостаточно. Один из гостей – тоже известный и довольно въедливый шеф-повар, к тому же инвестор, который срочно хочет вернуть свои деньги. Каждый из гостей требует особого отношения, а на кухне не всё в порядке – су-шеф недовольна своей маленькой зарплатой, кто-то плохо понимает беглый английский или ленится делать свою работу, а другие обижены, что вынуждены работать на непривычной им позиции. А ещё проверка, ресторанный критик и опаздывающие работники... Как тут шеф-повару не залить в бутылочку вместо смузи чего-нибудь градусов на 40 покрепче? Выдержит ли Энди это нервное испытание, ведь помимо прочего у него ещё и проблемы в семье и надо бы выкроить минутку, чтобы позвонить домой?
Производственная драма Фила Барантини позволяет заглянуть в непростое закулисье пятизвёздочного ресторанного бизнеса, где улыбающийся администратор вполне мог пять минут назад плакать в туалете от обиды, весёлый парень, разгружающий мойку, только что вмазался наркотиками, а клиент всегда прав и чем больше он «прав», тем больше коллектив обсуждает его «правоту». Действие происходит здесь и сейчас, хронометраж ленты равен тому отрезку времени, который представляет на суд зрителей режиссёр. Такой приём не является чем-то новым, достаточно вспомнить сериал «24 часа», но всё-таки лента подкупает своей технической стороной, ведь она снята одним кадром, без монтажных склеек. По сути, перед нами театральное представление, запечатлённое одним дублем, где оператор буквально ходит за героями, позволяя подглядывать то за одним, то за другим.
Подобная «бесшовность» замечательно играет на атмосферу и помогает передать нерв бытовой, в общем-то, истории из жизни обычных людей, делает насыщенный диалогами сценарий ещё напряжённее и интереснее. В кадре постоянно что-то происходит (то официант флиртует с гостями, то посудомойщица ругается на своего напарника, то заканчивается какой-то сложный в приготовлении соус), и эта динамичность является вторым важным элементом, который можно занести фильму в плюс. А вот сценарий, несмотря на то, что в нём явно немало страниц, достаточно прост и не позволяет актёрам как следует раскрыться. Играющий главную роль Стивен Грэм выкладывается, но в основном дрейфует в диапазоне от максимального нервного напряжения до полного морального опустошения. Задача не самая простая, но «Оскар» за такое, пожалуй, не дают. На фоне Грэма все остальные исполнители, разумеется, теряются, у них не хватает времени на полноценное раскрытие, но с главным они справляются – выглядят естественно и не фальшивят.
Придираться внезапно хочется к аутентичности изображения ресторана. Во-первых, конечно, недостаточное количество официантов на такое количество посетителей и довольно расслабленные движения этих самых официантов, которые в настоящем пятизвёздочном заведении (да и любом другом, претендующем на то, чтобы гости в него возвращались) жужжали бы, как пчёлки. Во-вторых, сами действия сотрудников не выглядят достаточно профессиональными – для большего реализма актёрам могли бы провести хотя бы краткие курсы повышения квалификации. Если уж обучают актёров правильно держать оружие и двигаться с ним, то почему не обучить актёров закрывать длинные волосы на кухне шапочками или сетками, правильно нести тарелки или хотя бы открывать грёбаное вино за 200 фунтов прямо при клиентах? Ну кто согласится отвалить такие деньги за открытую бутылку? А в-третьих, маловато ругани на кухне в процессе приготовления и совсем никакого мата. Автор этих строк, получивший в студенческие годы некоторый опыт работы в одном из лучших ресторанов города, решительно не верит, что такое возможно.
Если же отбросить вьетнамские ресторанные флешбэки и критику того, что большинство зрителей просто не заметит, то в сухом остатке останется довольно симпатичное и динамичное кино, которое несколько портит разве что резкая и неожиданная концовка, не дающая чувства удовлетворения. «Точка кипения» получилась совершенно не обязательной для просмотра, но выглядит вполне аппетитно для того, чтобы скрасить вечер, да и в фильмографии съёмочной группы не будет выглядеть чем-то постыдным. Если уж аналогии с кухней неизбежны, то этот фильм – простое, но сытное блюдо, приготовленное точно по рецепту, но не вызывающее каких-то запредельных ощущений вкусовых рецепторов.
Игорь Талалаев