РАЗОЧАРОВАННАЯ / ЗАЧАРОВАННАЯ 2 (DISENCHANTED)
2022, США, 120 мин.
Жанр: фэнтези, семейный, мюзикл
Режиссёр: Адам Шенкман
В ролях: Эми Адамс, Патрик Демпси, Майя Рудольф, Габриелла Бальдаккино, Рэйчел Дафф, Джеймс Марсден, Идина Мензел, Иветт Николь Браун, Джейма Мейс
Раскручивая свой именной потоковый сервис, студия «Дисней» пустилась во все тяжкие, смахивая пыль со всех своих активов, которые по какой-либо причине до сих пор не получили продолжение, перезапуск или спинофф. Избегая широкого проката, новые творения для «Disney+» почти ничем не рискуют – убытки всегда можно списать, а затраты на дистрибьюцию и рекламу минимальные. Даёт ли это Мышиному дому больше возможностей для халтуры? Или репутация всё ещё что-то значит для больших голливудских боссов? Вопросы, конечно, для большой дискуссии, но вот релиз продолжения музыкальной сказки о принцессе Жизель, попавшей из волшебной страны Андалузии в совсем не волшебный Нью-Йорк, кажется, не ждал вообще никто. А те, кто ждал, оставили свою надежду за пятнадцать прошедших с выхода оригинала лет. Но раз уж сестрички-ведьмы Сандерсон опять вернулись с того света, то почему бы не вернуться и Эми Адамс и всем её птичкам, белочкам и мышкам, поющим об уборке дома?
«Разочарованная» (предпочтём так переводить Disenchanted за неимением официальной локализации, но в заголовке для удобства читателей оставим более распространённый в рунете вариант) очень точно передаёт суть этого неожиданного сиквела. Принцесса Жизель, Роберт и выросшая Морган по-прежнему ведут быт в Нью-Йорке, от которого с появлением малышки Софии семейство порядком устало. Рутина заела Жизель, и она уговаривает Роберта перебраться в пригород – чудесный Монровиль, городок как с открытки, где всё выглядит как в родной для принцессы Андалузии. Только вот Морган, будучи теперь сложным подростком, не горит желанием переезжать, и между девушкой и её мачехой назревает серьёзный раскол. Да ещё Монровиль находится во власти Мальвины Монро – местной богачки, которая руководит городом железной рукой. Волшебная на всю голову и деятельная Жизель сразу встаёт поперёк горла Монро, но не замечает этого, так как изо всех сил пытается наладить жизнь на новом месте. В отчаянии Жизель использует подарок Нэнси и Эдварда из Андалузии – волшебную палочку желаний. И стоит разочарованной от несовершенства нашего мира принцессе пожелать, как Монровиль преображается, наполняясь магией, в то время, как и сама Жизель меняется, открывая в себе тёмного двойника.
Пожалуй, продолжение «Зачарованной» было необходимо этому миру сразу, как вышла первая часть. Диснеевский хит был во всех топах, а песни из фильма у многих крутились на повторе (да, у автора рецензии тоже). Но за пятнадцать прошедших лет необходимость в продолжении как-то сама собой отпала. Эми Адамс по-прежнему хороша, но от той юной и наивной принцессы в кадре уже не осталось и следа. И всё же, пожалуй, именно Эми Адамс – главное украшение этого в целом необязательного сиквела. Очаровательная в своей доброй ипостаси и невероятно харизматичная, как злая мачеха для Морган, Эми приковывает к себе всё внимание. В сцене, когда Жизель, подобно Голлуму, ведёт сама с собой диалог, актриса и вовсе затыкает за пояс вообще весь каст – настолько гармонично у неё получилось передать двойственность своей героини, которая пытается оставаться милосердной и доброй, но при этом всё больше проявляет жестокость и высокомерие.
К сожалению, «Разочарованная» оказывается не той историей, которая после длительного перерыва способна рассказать зрителю что-то новое. Более-менее удачно здесь расписана только линия Жизель, но всем остальным героям просто нечего делать в фильме. Роберт, который вроде бы тоже устал от рутины и однообразной работы, становится искателем приключений, но в финале благополучно отказывается от своих мечтаний и снова становится обычным адвокатом. Из очаровательного прагматика, влюбившегося в сказочную принцессу, герой Патрика Демпси превратился в скучный придаток к жене. В какой-то момент история выводит на передний план Морган, предлагая ей типичный квест для всех принцесс – отправиться в путешествие, снять злые чары и найти любовь. Но, подобно всем современным эмансипированным принцессам, Морган предпочтёт приключение любви, а потому натужная линия с успешным парнем из школы, а по совместительству сыном главной злодейки, остаётся невероятно пресной и затухает ещё до финальных титров. У младшей дочери Жизель и Роберта, которой всего год, сюжетной линии нет вообще – она просто очаровательна в кадре, смеётся, пускает слюни и заставляет умиляться.
Историю мог бы спасти колоритный антагонист, но второй Сьюзан Сарандон в сиквел не подвезли, а потому у нас здесь лишь Майя Рудольф, которая и не злодейка в общем-то, но изменённая магией Жизель активная дамочка с амбициями. Злодейкой здесь выступает сама Жизель, которая поддаётся своим слабостям и желанию обрести простую как в сказке жизнь. Этот твист порождает одну из немногих ярких музыкальных сцен фильма, где Жизель и Мальвина сталкиваются в этакой певческой дуэли, споря, кто из них большая злодейка. Пожалуй, само существование этой сцены оправдывает съёмку всего этого фильма.
И если бы все музыкальные номера были такими. Саундтрек Алана Менкена может похвастаться лишь парочкой по-настоящему крепких композиций и блестящей вокальной партией Идины Мензель, сыгравшей Нэнси, но, по большей части, не откладывается в памяти, как это было с саундтреком к первому фильму, который, к слову, так же писал Менкен.
Не всё в порядке и с графикой картины, что стало уже притчей во языцех, когда речь заходит о спецэффектах в современных фильмах студии «Дисней». Эффекты здесь скверные и складывается даже ощущение, что они мало изменились за пятнадцать лет. По крайней мере, компьютерная дракониха из первой части и пробивающиеся лианы из второй аж слишком пиксельные, зато вот милаха-бурундук Чип в первой части смотрелся реалистичнее себя во второй. Поразительно, но даже двухмерная анимация в «Зачарованной» была ярче и отдавала дань уважения ранним работам «Дисней». Двухмерная нарисованная Андалузия и её обитатели в «Разочарованной» ощущается как дешёвая подделка, словно студия, прославившаяся своими нарисованными сказками, разом лишилась всех талантливых художников и прибегла к помощи стажёров, задачей которых была сделать как можно более похоже. Что ж, получилось похоже, но не то. Нарисованные герои лишены той плавности движений и детализации мимики, которая была ранее, а двухмерный Эдвард и вовсе сам на себя мало похож.
«Разочарованная» Адама Шенкмана отчасти напоминает другой запоздалый сиквел данного режиссёра – «Фокус-покус 2». На первый взгляд, кажется, что все слагаемые успеха на месте, актёры из оригинала вернулись, но вот чего-то не хватает. Так и здесь Эми Адамс оказалось мало, чтобы пробудить в зрителе желание поверить в сказку. Ситуацию спас бы более-менее внятный сюжет, но он здесь лишь для галочки. К сожалению, разочарование от такого безыдейного продолжения любимой истории способно постигнуть не только сказочных принцесс, но и нас с вами.
Сергей Прудников
Премьера с 18 ноября