ТРОЛЛЬ (TROLL)
2022, Норвегия, 101 мин.
Жанр: фантастика, боевик
Режиссёр: Роар Утхауг
В ролях: Ине Марие Вильман, Ким Фальк, Мадс Сьёгор Петтерсен, Гар Б. Эйдсвольд, Аннеке фон дер Липпе
МНЕНИЕ «ЗА»
Норвегия – это не только родина викингов, но и страна, где до сих пор крепка вера в силы природы и её духов. У норвежцев под каждым камнем либо тролль, либо гоблин, и даже в век рациональности гордые северяне не торопятся отказываться от своих сказок и верований, по праву считая их своим главным наследием.
Норвежскому режиссёру Роару Утхаугу, тому, что ответственен за перезапуск Лары Крофт с Алисией Викандер, пришла в голову идея популяризировать традиционные мифологические образы своей страны, объединив их с современными кинематографическими легендами. Так на свет появился «Тролль», норвежский эксклюзив для Netflix. По сюжету во время прокладки туннеля через горы работники пробудили нечто, что уничтожило не только строительную бригаду, но и всех зевак, а спутники в этот момент засекли, как нечто прорывается из горных недр, оставляя огромные следы в долине. Доктор палеобиологии Нора Тидеман, выращенная отцом на норвежском фольклоре, подозревает, что сказки её детства оказываются реальнее, чем она думала, но премьер-министр и военные не готовы поверить в существование тролля. И пока власти Норвегии раздумывают над тем, как обезопасить страну от великана, древнее существо начинает свой путь к неведомой цели, по дороге сметая всё на своём пути.
Сходство между «Троллем» Утхауга и лентами о нашествии кайдзю заметно невооружённым глазом, и, кажется, это было прямой целью режиссёра. Взяв за основу народный миф, Утхауг превратил его в модный блокбастер, щедро обсыпая его референсами к «Годзилле» и «Кинг Конгу». Кажущееся свирепым на первый взгляд, существо жалобно плачет над останками своих сородичей, подобно Конгу в новых картинах киновселенной монстров, при этом олицетворяет первозданную силу природы, каким выступает Годзилла. Ближе к финалу главная героиня приходит к осознанию, что великан всего лишь ещё одна форма жизни, которую люди с приходом христианства в Норвегию оттеснили в горы. Это заставляет зрителя сопереживать монстру ничуть не меньше вышеозначенных чудовищ и проникнуться к нему состраданием и пониманием.
Тролль сделан весьма добротно в соответствии с традиционным представлением норвежцев о нём – огромного роста, бородатый и хвостатый, способный мимикрировать под окружающую местность и прикидываться скалой. Визуально тролль смотрится ничуть не хуже голливудских монстров, и каждое его появление в кадре невольно приковывает внимание.
Приятно смотрятся в кадре и герои картины. Ине Мария Вильман, исполнившая роль Норы, буквально копия молодой Люси Лоулесс и отыгрывает яркий диапазон эмоций от саркастического недоверия к тому, что на Норвегию напал тролль, до сострадания к чудовищу. Ей в пару достался советник премьер-министра и без пяти минут писатель с чудаковатыми идеями, да шаблонный военный, с которым у главной героини, как это ни удивительно, даже не случается роман. Нашлось место и сумасшедшему учёному, отцу Норы, давно знавшему о существовании троллей, и агрессорам из правительства, для которых убить непонятное существо проще, чем его попытаться понять. Персонажи в меру клишированы, но исправно работают в рамках истории.
Временами Утхауг аж слишком рьяно заигрывает с отсылками, цитируя Голливуд чуть ли не дословно. Главные герои в финале мчатся на машине с приманкой для монстра, преследующего их по живописным улочкам Осло точно так же, как это делали герои «Годзиллы» Эммериха и «Парка Юрского периода» Спилберга. И хоть отсылки порой и слишком узнаваемы, «Тролль» не теряет от этого в самобытности. Ведь не часто мы видим картины подобного жанра из Европы, привыкнув к тому, что различные гиганты с упоением крушат Нью-Йорк или Чикаго, но никак не уютное Осло.
Сергей Прудников
МНЕНИЕ «НЕ ПРОТИВ»
Фильмы про гигантских чудовищ заполучили второе дыхание после «Годзиллы против Конга» и вообще всей этой «монстро»-серии и, естественно, стали появляться проекты с национальным колоритом. «Тролль» от Netflix’а – один из них. Норвежский кайдзю, если так можно выразиться, стал плодом воображена Роара Утхёга – автора перезагрузки «Расхитительницы гробниц». «Тролль» из 2022-го – это вам не дружелюбный муми-тролль; разрушения гражданам тихого Осло приносит огромное злое существо и, несмотря на далеко не новую задумку (взять хотя бы «Охотников на троллей» 2010 года), эта кинолента старается разбавить консервативное повествование и частично ей это удаётся – при просмотре можно отметить пару впечатляющих моментов.
Во время прокладывания железнодорожного туннеля в горах Норвегии просыпается тридцатиметровый тролль. Это создание, пришедшее из мифов и легенд, разрушает всё на своем пути. Палеонтолог (и доморощенный эксперт по троллям) Нора входит в команду, которая должна разобраться как одолеть монстра. Помимо Норы в «тролль-тим» входят её эксцентричный отец Тобиас, а также чиновник Андреас и военный Крис. Герои пытаются одолеть тролля методами, описанными ещё в старых сказках, в то время как у правительства не хватает терпения, и генералы готовы применить новейшее вооружение массового уничтожения.
Режиссёр Роар Утхёг, очевидно, как и мы, вырос на американских блокбастерах а-ля Бэй и Эммерих: «Тролль» в открытую цитирует «Послезавтра» и «День независимости». Даже сама установка нагло взята из новой «Годзиллы»: существо пробуждается ото сна и начинает сеять хаос. Как удобно, что в сюжете есть теоретик заговора в виде отца главной героини – этакая пожилая версия персонажа Вуди Харрельсона из «2012». Любой, кто смотрел вышеназванные фильмы, сразу поймёт, куда ведёт история «Тролля»: почти все сюжетные биты и образы тех или иных героев пропитаны предсказуемостью.
Тем не менее, несмотря на общую знакомую атмосферу, у «Тролля» всё равно найдётся пара сюрпризов. Как правило, данные элементы ориентированы на монстра и придают происходящему на экране большую глубину, чем вымученные пресные отношения отца с дочерью. Развитие сюжета, особенно ближе к финалу, напоминает видеоигру Shadow of the Colossus – вот вам ещё один источник вдохновения для «Тролля». Даже странно, что релиз этого фильма прошёл незаметно на «Нетфликсе», ведь благодаря масштабу происходящего, «Тролля» вполне можно было бы выпустить в прокат в кинотеатрах, особенно в очевидный «мёртвый» сезон из-за ухода крупных студий из России.
«Тролль», несмотря на своё название, в первую очередь повествует о людях и о том, как разные группы населения реагируют на экстремальную ситуацию. Военные хотят всё разрушить, чиновники реагируют более сдержанно, обычные люди паникуют, а городские сумасшедшие оказываются правы: в какой-то степени эту ироничную заметку можно переложить и на текущие общественно-политические события. Как бы то ни было, это скорее поиски глубинного смысла там, где его и в помине нет, ведь «Тролль» представляет собой фильм-аттракцион с не очень пышными визуальными эффектами (сказалось производство Норвегии и кооперация с Netflix). Этакий «День независимости» по-норвежски, где сюрпризы ограничены, развлекательная ценность на фоне конкурентов так себе, но всё же присутствует кинематографическая энергия.
Егор Рябцев
Премьера с 1 декабря