ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ (TRIANGLE OF SADNESS)
2022, Швеция-Франция-Великобритания-Германия-Турция-Греция-США-Дания-Швейцария-Мексика, 147 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Рубен Эстлунд
В ролях: Харрис Дикинсон, Шарлби Дин, Златко Бурич, Долли де Леон, Хенрик Дорсин, Вики Берлин, Вуди Харрельсон
«Треугольник печали» – спорный фильм, вызывающий неоднозначные эмоции во время и после просмотра, и единственное, что можно сказать с уверенностью – это не лучшая лента шведского режиссёра. Картина получила главный приз каннского кинофестиваля, как и прошлая работа Эстлунда – «Квадрат» (2017), но насколько это заслуженно и держит ли постановщик планку, которую задал ранее, вот в чём вопрос.
Если «Квадрат» был вызывающей и местами шокирующей сатирой на современное искусство, мораль и европейское общество, то в «Треугольнике печали», Эстлунд забывает про искусство и продолжает препарировать и издеваться над шаблонами современности, а именно рассматривает проблемные вопросы, касающиеся гендерных ролей и стереотипов, человеческого лицемерия и жизни бомонда.
Если в «Квадрате» имела место быть линейная событийная канва, то в новом фильме Эстлунд делит повествование на три главы: «пролог», демонстрирующий нам отношения Карла, типичного представителя модельного бизнеса и Яи, она инфлюенсер из Инстаграм; вторая – это пребывание пары на элитном круизе среди сливок общества; и третья – жизнь выживших пассажиров на острове, после захвата лайнера пиратами.
Структура фильма, не столько являет собой главы, сколько новеллы, ибо «новелле» свойственно две вещи: сюжетный «пуант», и «кумулятивность» повествования, в смысле присоединения событий друг к другу механически. Ровно так и выглядит концепция всего фильма: каждая глава присоединяется к следующей просто потому, что присоединяется, а резким сюжетным поворотом, является как раз крушение лайнера, которое переворачивает первоначальную иерархию персонажей.
Первые двадцать минут фильма занимает сцена спора Яи и Карла в ресторане, в которой решается кто будет платить за ужин: он – «мужчина», это его прерогатива, она – «женщина», но больше зарабатывает. Тут Эстлунд обыгрывает стыдные стороны разделения на гендерные роли, но делает это без интриги, без изюминки, а просто как оно есть. Когда мы вместе с персонажами переносимся на борт круизного лайнера, нас знакомят с представителями экипажа судна и бомонда, если кратко: русский олигарх – «продавец дерьма» (навоза), пожилая пара англичан, которые сколотили состояние на производстве оружия, немка, которая после инсульта способна произнести только одну фразу, одинокий миллионер-технарь, капитан корабля – вечно пьяный марксист. Богатеи и наша парочка отдыхают на яхте, не обращая внимания на экипаж, работающий для удовлетворения всех их потребностей и прихотей. Тут прямо веет «Господином из Сан-Франциско» Бунина: тоже курортное судно, тоже праздный отдых, тоже ужин как главная ценность путешествия.
Событийное наполнение «круизных» эпизодов, является множеством сатирических сценок, разыгранных Эстлундом. Под удар попадают все: престарелые продавцы оружия, говорящие, что хит их продаж – это ручная граната, а потом пьющие за любовь, Яя, которая каждую минуту просит Карла фотографировать её в новых купальниках, русский капиталист, американец марксист etc. Меньше всего попадает Карлу, к которому режиссёр явно не равнодушен, его амплуа, именно «лицо», которое страдает из-за тупоголовой современной морали и гендерных стереотипов. Что примечательно, в сцене, где Яя лежит на шезлонге и, видимо, листает ленту Инстаграма, Карл, лежащий рядом, читает «Улисс» Джойса – ни много ни мало один из самых сложных текстов в истории литературы, и этой деталью Эстлунд, возможно, отделяет его от «массы» остальных персонажей.
Кульминация новеллы – капитанский ужин – сцена, в которой режиссёр живого места не оставляет на действующих лицах. Из-за шторма некоторых гостей начинает тошнить, и как цепная реакция это переходит на всех остальных. Бомонд тонет в луже собственной рвоты и экскрементов из прорванного санузла, под звуки тяжёлого металла и цитаты из Маркса, Рейгана и Тэтчер, которыми перекидываются во время «катастрофы» русский капиталист и американец марксист. Внезапно к круизу приближаются пираты, взрывая англичан гранатой их же производства. Судно тонет – начинается последняя глава.
Небольшой группе выживших, состоящей из Карла, Яи, русского олигарха Дмитрия, парализованной немки Терезы, начальницы персонала Паулы, программиста Джармо, судового механика Нельсона и «уборщицы туалетов» Эбигейл, удаётся сбежать на остров. В этой главе Эстлунд переворачивает иерархию с ног на голову, делая уборщицу «капитаном», а богатых гостей ее рабами. Эбигейл единственная кто имеет навыки выживания: она ловит рыбу, разводит костер, готовит. Провозглашая себя главной, она подчиняет себе «маскулинную» часть выживших и выстаивает матриархат – Карлу приходится её ублажать за дополнительную еду, а остальные мужчины отдают ей дорогущие часы дабы переночевать в закрытой спасательной лодке, которую прибило к берегу. В этой новелле Эстлунд показывает, как после мнимого «уравнивания» положения людей, ничего не меняется и нет никакого равноправия, ведь человек – заложник гендерных ролей, а все, кто твердят про паритет – врут.
«Треугольник печали» – фильм, в первую очередь, сделанный для «зрителя» и рассчитанный на «зрителя». Комическое подаётся нам на тарелочке, буквально с указаниями, где смеяться. Так что смешные до боли сцены, омрачаются фактом прямолинейности и незамаскированности сатиры. Общее наполнение картины больше походит на претенциозную умную комедию, чем тонкую трагикомедию, коей являлся «Квадрат».
Михаил Жарков
В кинотеатрах с 1 декабря