КАЗНЬ
2021, Россия, 137 мин.
Жанр: детектив, триллер, криминал
Режиссёр: Ладо Кватания
В ролях: Нико Тавадзе, Евгений Ткачук, Даниил Спиваковский, Юлия Снигирь, Виктория Толстоганова, Аглая Тарасова, Иван Мулин
Молодой клипмейкер Ладо Кватания, ранее испачкавший руки об творчество певицы Манижи, решил пойти ещё дальше и по полной программе искупался к грязи и крови, выдав серьёзный триллер о серийном убийце, которого пытались поймать несколько лет на закате советской власти. Получилось очень мрачно, стильно, по-взрослому. Не без заимствований у «старших братьев», но с собственной густой атмосферой, крепкой детективной линией, яркими персонажами и неожиданной развязкой. Вполне достаточно для того, чтобы фильм был признан удачным в любой точке планеты, а уж в наших краях, да ещё и от режиссёра-дебютанта – заслужил аплодисментов вдвойне.
1981 год. В сельской местности орудует маньяк – в лесу находят убитых женщин со множеством ножевых ранений, и у каждой рот засыпан землёй. Местная милиция не справляется с делом и в дело вступает энергичный следователь Исса Давыдов, однажды уже поймавший серийного убийцу и намеренный повторить былой успех. Во время расследования мероприятий Исса знакомится со следственным оператором Севастьяновым, который поначалу боится даже вида крови, но постепенно становится верным помощником Давыдова.
1991 год. Исса Давыдов празднует очередное повышение – уже подполковник! – когда выясняется, что в старом деле возникли новые улики. Обнаружена ещё одна девушка с ножевым ранением и землёй во рту, но на этот раз живая; ей удалось вырваться из рук маньяка и спастись. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что старое дело давно закрыто, убийца пойман и осуждён, а теперь от Давыдова требуется исправить старые ошибки и найти истинного виновника. Теперь для Иссы это личное дело.
Действие фильма нелинейно и параллельно развивается в двух временных отрезках. В 80-е это детектив о поиске серийного убийцы, когда у Давыдова и Севастьянова расходятся мнения о личности преступника, составление психологического портрета, попытки поймать «на живца» и прочие прелести оперативной работы в глубинке советской хтони. В 90-е же розыск фактически заканчивается моментально, подозреваемый установлен и вся работа следователя сводится к допросу единственного человека, в чьей виновности и маниакальной сущности ни у следствия, ни у зрителя нет никаких сомнений, но который упорно отрицает свою вину. «Казнь» предусматривает так называемый активный просмотр, когда нужно следить за визуальными намёками, самостоятельно выстраивать картину изображаемого мира, подбирать детальки к сложному пазлу десятилетнего расследования. Фоном такое не посмотришь.
На этом тёмном материале можно было бы выстроить что-то простое и непримечательное, серо-советское, но Кватания расцвечивает свой нуар яркими кровавыми мазками (а какой нуар без ночной дымки и роковой женщины?), предпочитая сложносочинённую конструкцию со множеством флешбэков в стиле «Настоящего детектива». Дуэту героев Тавадзе и Ткачука далеко до МакКонахи и Харрельсона, но объект вдохновения очевиден. Cоставление психотипа маньяка и длительные интервью срисованы у Финчера в «Охотнике за разумом». Допросы с пристрастием и вопросы о виновности или невинности подозреваемого отсылают к «Пленницам» Вильнёва. А уязвимое положение злодея будто подсмотрено в «Я видел дьявола» Ким Джи-уна. Вот и получается, что оригинального в «Казни» не так уж много, и перед нами нечто среднее между вышеописанными триллерами, но в данном случае не возникает чувства вторичности, а среднее – не значит посредственное. Скорее среднее арифметическое между сильнейшими образцами жанра, на которые, по идее, должны равняться вообще все детективные триллеры.
Фильм поделён на несколько глав – «Важняк», «Отрицание», «Гнев», «Торг», «Депрессия», «Принятие» и «Казнь», причём история интересно закручивается и седьмая глава отвечает на вопросы совсем не так, как того ожидаешь. Но даже не будь этого внезапного разворота на 180 градусов (который на самом деле хорош, а вовсе не рояль в кустах или резкий момент просто ради эффекта неожиданности), то перед нами всё равно бы остался атмосферный триллер с крепкой режиссурой и замечательной операторской работой. «Новые реалии – новые методы преступления», – декламирует лента. То же касается и кинопроизводства. Несмотря на очевидный ретро-налёт и стилистику СССР, «Казнь» снята по самым современным стандартам и, сдувая пыль с прокурорских папок «Дело №…», на самом деле рассказывает о весьма актуальных проблемах отечественной правоохранительной системы и порочном круге насилия. Проблемах, чьи корни, кажется, остались в далёком прошлом, но которые непременно дадут неприглядные побеги в будущем. Круге, прервать который хватит духу не каждому.
Игорь Талалаев