ЛИБЕРЕЯ: ОХОТНИКИ ЗА СОКРОВИЩАМИ
2022, Россия, 105 мин.
Жанр: приключения
Режиссёр: Глеб Орлов
В ролях: Тихон Жизневский, Алексей Серебряков, Диана Пожарская, Артём Ткаченко, Сергей Газаров, Андрей Трушин, Павел Гайдученко
В то время, как Россия официально изолирована от мирового кинопроката, отечественные киноделы не сидят на месте и вовсю работают над импортозамещением. Вот и нишу приключенческого кино, которое в нашей стране редко, но метко выстреливает решили заполнить не абы чем, а собственным ответом (да сколько можно?) американским «Сокровищам нации». И пусть у нас нет своей Декларации независимости, которую можно было бы красиво умыкнуть под носом у бдительной охраны, зато есть популярный миф о библиотеке Ивана Грозного, давным-давно утерянной и представляющей ценность для разного рода коллекционеров. Что ж, библиотека так библиотека! Тащите сюда Николаса Кэйджа! Как это, нет Николаса? А кто есть? Жизневский? Это тот, что майор Гром? Ну тащите Жизневского, куда деваться?..
К слову, Тихон Жизневский – это Сергей Безруков и Константин Хабенский 2020-х. Этого обаятельного кудрявого парня умудряются укомплектовать в любой сюжет – от современного российского кинокомикса до мрачной провинциальной хтони. И Жизневский, как это не парадоксально, везде гармоничен. Вот и в «наш ответ» «Сокровищам нации» Жизневский как-то легко вписывается и даже умудряется быть на своём месте при том, что все остальные его коллеги по картине – совершенно определённо лишние. В ленте режиссёра Глеба Орлова Жизневский играет бизнесмена Илью Аршинова, сделавшего себе состояние на производстве самокатов. Так сильно Аршинов любил самокаты, что всю свою жизнь построил вокруг них, вот ведь как бывает. Правда, кажется, самокаты здесь были нужны лишь в качестве рекламы каршеринга и чтобы оправдать одну бестолковую сцену езды на этих самых самокатах. В остальном, призвание главного героя ощущается таким же бессмысленным, как и весь сценарий ленты.
Хотя, казалось бы, поиски легендарной утерянной библиотеки Ивана Грозного – сильный задел для приключения, но вот обставлен он, мягко говоря, слабо. Начиная случайной находкой главным героем древнего артефакта в новой стене бабулиной квартиры и заканчивая чередой «случайных» совпадений и догадок, которые приводят главного героя и его спутников к сокровищам. Вспоминая те же «Сокровища нации» и другие картины в жанре, отмечаешь то, как грамотно их создатели подкидывают героям и зрителям головоломки и подсказки на пути к кладу, что делает зрителя соучастником квеста и удерживает его внимание до самого конца. Режиссёр Орлов с этой задачей не справился – подсказки в «Либерее» работают через раз и решаются где-то за кадром, и в половине случаев зритель, скорее всего, даже не поймёт, как герои пришли к тому или иному умозаключению.
Отдельно вызывают вопросы и отважные искатели сокровищ. Если герой Жизневского отвечает за то, чтобы с ним себя ассоциировал зритель, и справляется с этим превосходно (он, как и зритель, ровным счётом ничего не понимает и отпускает саркастически шуточки), то герои Дианы Пожарской и Алексея Серебрякова – ходячие клише без индивидуальности. Пожарская – универсальный специалист по лингвистике, истории и многим другим дисциплинам с внешностью модели, а Серебряков – учёный-социопат, а по совместительству отец главного героя, оставивший его много лет назад без объяснения причин. Мало того, что при первой за долгие годы встрече с сыном персонаж Серебрякова делает вид, что не знает отпрыска, так ещё и в дальнейшем ведёт себя как полный отморозок, которому крайне непросто сопереживать. Между троицей героев нет никакой химии, и все их мытарства в поисках очередной подсказки на пути к библиотеке не находят никакого отклика и у зрителя.
Но самым критичным, на наш взгляд, промахом Орлова как постановщика, можно назвать абсолютное отсутствие приключенческого духа в его работе. Не взирая на то, что героев заносит в разные любопытные локации нашей страны, их квест не цепляет, а финал с обретением титульного сокровища и вовсе не оставляет никакого яркого впечатления. Вы даже не сразу поймёте, что герои что-то там нашли, потому что ни библиотеки, ни типичного для жанра завершающего и очень напряжённого испытания под конец попросту нет. Фильм очень скомкано заканчивается, так и не успев толком разогнаться, а нелепые злодеи в виде потомков польских интервентов так и остаются шайкой слабо мотивированных функций, призванных портить жизнь героям и подгонять их навстречу новой загадке.
Картина Глеба Орлова «Либерея: Охотники за сокровищами» могла бы выдать неплохое приключенческое действо, вдохновляясь хоть дилогией с Кэйджем, хоть новым «Анчартедом», но предпочла остаться в рамках низкобюджетного междусобойчика с отсутствием оригинальных идей и российской самоидентификации, умудряясь усыплять зрителя там, где следовало бы взбодрить и развлекая лишь забавными ремарками главного героя, да личной харизмой Тихона Жизневского.
Сергей Прудников
Премьера с 27 октября