НЯНЯ (NANNY)
2022, США, 97 мин.
Жанр: ужасы, триллер, драма
Режиссёр: Никиату Джусу
В ролях: Анна Диоп, Мишель Монахэн, Синква Уоллс, Морган Спектор, Роуз Декер, Лесли Аггамс
Прислуга в доме часто существует на периферии семейной жизни: вроде как они и члены семьи или к ним относятся как к домашним, но всё равно это чужие люди. Понятное дело, что сиделками, уборщицами и прочими домашними работниками являются «понаехавшие», покинувшие дом только для того, чтобы заработать в чужой для них стране. Видимо, подобные проблемы беспокоят и американцев, так как хоррор «Няня» повествует как раз об этом. Авторы создали историю о проблемах гастарбайтеров, их чувствах (в особенности материнских), сложностях отношения в семьях к таким людям, щедро приправив происходящее на экране африканской мифологией и приколами уровня «Ребёнка Розмари». Зрелище получилось больше похожим на высоколобую драму, чем на фильм ужасов – «Няня» слишком претенциозна даже для новомодных «умных хорроров».
Аиша – сенегальская иммигрантка без документов, которая устраивается няней в зажиточную семью на Манхэттене. Цель Аиши благородная – накопить денег и привезти своего маленького сына в США. Но вскоре героиня начинает испытывать сверхъестественные переживания, являющиеся, вероятно, аллегорией на борьбу с чувством вины, за то, что Аиша бросила сына в погоне за лучшей жизнью.
Концентрация на африканской мифологии довольно интересна – сейчас такое можно увидеть крайне редко. Если покопаться в легендах коренных народов, то можно разглядеть кинематографический потенциал, ведь в африканских сказках полно омерзительных тварей. «Няня» отчасти играет на этом, а своеобразная красота, передаваемая через мастерскую операторскую работу, придаёт проекту загадочности. Баланс ярких цветов и мягких тонов делает фильм визуально насыщенным. Зато по части хоррора «Няня», увы, слаба: всё же это в первую очередь личностная драма. Подумать только, но сюда даже ни единого скримера не добавили!
Что касается раскрытия персонажей, то сценарий сосредоточен именно на Аише и её чувствах. Её работодатели в лице Эми (Мишель Монахэн) и Адама (Морган Спектор) представляют собой скорее абстрактные персоны. Эми, например, деловая женщина, любящая поразглагольствовать на тему сексизма (ещё одна галочка в списке «повесточек), причём без повода, а Адам вообще является каким-то моральным импотентом. И хотя «Няня» вовсю использует тему эксплуатации и абьюза скромного «маленького человека» (наталкивающую на некоторые параллели с «Не говори никому»), всё же лента в первую очередь сосредоточена на бедственном положении гастарбайтеров.
В то время как «Няня» в полной мере позиционируется как фильм ужасов, эту картину тяжело однозначно классифицировать: удали из неё все паранормальные нотки и получится модная драма о «страдающих неграх». На деле, всё, конечно, куда сложнее и без мистических деталей. «Няня», несмотря на американские корни, близка к европейскому арт-хаусу о тяжёлой жизни иммигрантов, поэтому ожидания зрителя по части остросюжетных подходов должны быть снижены. История выживания няни из Сенегала в США является оправданным решением для съёмок подобного фильма, но, судя по всему, рефлексия для постановщика куда страшнее, чем байки о паучке-Ананси, материализованные в виде кошмаров в богатом доме на Манхэттене.
Егор Рябцев
В Сети с 16 декабря