БЛЭЙЗ (BLAZE)
2022, Австралия, 101 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Дэл Кэтрин Бартон
В ролях: Джулия Сэвэдж, Саймон Бейкер, Яэль Стоун, Джош Лоусон, Реми Хай, Моргана Дейвис, Уилл Макдональд, Хезер Митчелл
У двенадцатилетней Блэйз богатая фантазия. Кажется, что реальный мир её интересует в меньшей степени, чем собственные грёзы. Её лучший друг – воображаемый дракон, живущий в детской, а армия керамических зверушек – подданые в её королевстве фантазий. Но реальность бесцеремонно врывается в уютный мирок Блэйз, когда девочка становится свидетельницей жестокого насилия и убийства. Хрупкая детская психика пытается справится с увиденным и осмыслить, как такое может происходить, но ответа в реальности не найти, а посему Блэйз только глубже зарывается в свои грёзы.
Ленты о взрослении выходят регулярно. В них, обычно, взрослые дяди и тёти-режиссёры пытаются взглянуть на свой мир глазами ребёнка и не всегда это видение соответствует действительности. То, как дети видят мир – уникально, и взрослым никогда не придать этому внятную форму с точки зрения своего жизненного опыта. Вот и Дэл Кэтрин Бартон, режиссёр родом из Австралии, попыталась в своей новой работе осветить проблематику детских психотравм, да только так увлеклась визуализацией, что упустила из виду сюжет. А визуализация, пожалуй, главное достоинство «Блэйз». Мы видим фантазии главной героини как кукольные вставки в её повседневности – вот сшитый из пёстрых лоскутов ткани дракон укрывает свою подопечную своими большими мягкими крыльями, а вот горькие пилюли, которые прописал психотерапевт, крадёт крошечная кукольная частица Блэйз, живущая у неё в горле. Помимо прочего девочка много фантазирует и старается повседневный опыт представлять в более фэнтезийном виде. Так тело изнасилованной женщины в её подсознание обладает определённой красотой, Блэйз в своих мечтах воскрешает трагически убитую Ханну, создавая с ней крепкую связь. При этом Блэйз мечтает наказать насильника, представляя как её ручной дракон сжигает мерзавца прямо в здании суда, но в реальности девочка ничего не может сделать и это чувство собственного бессилия только усугубляет её состояние.
Параллельно мы видим историю отца Блэйз - Люка, сыгранного знакомым зрителю по сериалу «Менталист» Саймоном Бейкером. Он вынужден воспитывать дочь один с оглядкой на её сложный характер, назревающий пубертат и теперь ещё свалившуюся трагедию. Люк старается оказать дочери поддержку, но его способы только сильнее отталкивают от него Блэйз. Хотя, с точки зрения любого родителя, действия Люка вполне обоснованы, в то время как психика его дочери – слишком хрупка, чтобы справиться с травмой без вмешательства специалистов.
И вот этот центральный конфликт мог бы получить интригующее развитие, если бы развитие интересовало режиссёра. Любая история имеет начало и конец, но для Дэл Кэтрин Бартон история заканчивается прежде, чем успевает прийти хоть в какому-то заключению. Словно, зритель должен успокоиться тем, что Блэйз нашла способ пережить негативный опыт, а про преступника, который убил женщину, благополучно забыть. Но именно это и происходит. Злодей не наказан, и хоть Блэйз, как единственный свидетель, легко могла бы засадить его надолго, она этого не делает. И эти оборванные сюжетные линии мешают воспринимать «Блэйз» как полноценную историю. Больше всего фильм напоминает эпизод из жизни, который акцентирует внимание на чувствах маленькой девочки, но забывает про всё остальное. Юная Джулия Сэведж прекрасно отыгрывает широкий диапазон эмоций главной героини, но едва ли этого будет достаточно зрителю, который задаст резонный вопрос «А что дальше?». На него, к сожалению, у Бартон ответа нет.
Сергей Прудников