ЗАГОВОР ДЬЯВОЛА (THE DEVIL CONSPIRACY)
2023, Чехия-США-Финляндия, 111 мин.
Жанр: триллер, фантастика, ужасы
Режиссёр: Нэйтан Франковски
В ролях: Элис Орр-Юинг, Джо Дойл, Эвелин Холл, Питер Менса, Джо Андерсон, Брайан Каспе, Джеймс Фолкнер, Спенсер Уайлдинг
Эта история вам хорошо известна. Гордый архангел бросает вызов Творцу и изгоняется в Ад, принимая на себя роль Врага рода человеческого. Люцифер, самый блистательный из ангелов, гневом и гордыней обращён в Сатану, дожидающегося своего часа в геенне огненной, чтобы, когда придёт его час, вырваться на свободу и погрузить мир смертных в хаос.
Данный библейский троп – один из любимых в культуре, а личность Люцифера сегодня принято оправдывать и находить его действиям обоснование. Но что, если вернуться к концепции, что Люцифер – исчадие зла, а всего его действия – порочны и направлены на разрушение? Ещё двадцать лет назад Голливуд регулярно противопоставлял людей Сатане, объявляя торжество бессмертия человеческой души. Арнольд Шварценеггер пытался уберечь потенциальную мать антихриста в канун нового тысячелетия от Дьявола в «Конце света», а Киану Ривз сначала продаёт свою душу Врагу в «Адвокате дьявола», а после вступает с ним в конфронтацию в «Константине». Образ Дьявола как универсального извечного антагониста популярен и сегодня, о чём свидетельствуют всё новые фильмы разных жанров о борьбе человека и потусторонней нечисти.
Одним из последних высказываний на тему стала чешско-американская картина Нэйтана Франковски «Заговор дьявола», согласно которой поверженный архангелом Михаилом Люцифер, прикованный в Аду за свои преступления, обзаводится сектой прислужников на Земле, научившихся клонировать людей. И теперь целью Сатаны становится обрести идеальный сосуд для своей сущности, и кто, как не сын Божий, распятый на кресте, и оставивший после себя ДНК на Туринской плащанице, подходит для этой роли? Искусствовед Лора даже не подозревала, какую роль сыграет в восстании Сатаны, когда приезжает в Турин по работе, но девушку выбирает своей целью зловещая секта, и вот уже её силой оплодотворяют божественной ДНК, и Сатана переселяется в растущий в утробе новой Мадонны плод, чтобы по факту своего рождения провозгласить себя новым хозяином мира. И лишь архангел Михаил, вселившийся в тело скромного пастора, может остановить Зло, если только Зло в этот раз не окажется хитрее.
Всякий, кто прочитает сюжетное описание ленты Франковски, либо перекрестится, либо выругается. А то и всё вместе. Ведь скрипт «Заговора дьявола» - довольно гремучая смесь из христианских мифов и довольно смелых предположений, которая обычно в штыки воспринимается религиозной общественностью. Личность Христа до сих пор овеяна множеством мифов, а его человеческая суть со всеми её пороками и особенностями упорно отрицается церковью. Парадокс в том, что при всей безграничной вере людей в божественность Иисуса Христа, мы почитаем реликвии, которые указывают на прямо противоположное – его смертную суть, вроде Туринской плащаницы, на которой, как считается, отпечатался след облика Христа в момент его воскрешения. Сценарист и продюсер Эд Алан решил построить вокруг этого явления настоящий морально-этический конфликт, и вот уже плащаница в руках фанатиков, намеренных с её помощью клонировать божьего сына, да не просто так, а чтобы преподнести его Сатане. Дерзкий замысел, получивший в рамках истории довольно неожиданное воплощение.
Первое, что бросается в глаза при просмотре «Заговора дьявола» - приличный уровень графики при очень скромном бюджете. Серьёзно, местами фильм смотрится лучше дорогих голливудских блокбастеров. Тут есть полноценное представление Ада как иного измерения с лавовыми реками и уродливыми тварями, а сам Люцифер – это обожённый актёр Джо Андерсон, пугающий жутким гримом и инфернальным отыгрышем. Архангел Михаил тут в соответствии с расовой повесткой чёрный, его играет Питер Менса, но костюм и в целом образ божественного воина получился оригинальным. И хоть два архангела имеют не так много экранного времени в своих божественных личинах, подход к изображению ангельского и демонического у Франковски вызывает уважение.
Другим неочевидным достоинством картины становится актёрская игра. Потрясающая Эвелин Холл тут ворует всё внимание в качестве преданной соратницы Люцифера Лиз, безжалостной, но по-своему царственной, горюющей об упущенной в силу возраста возможности самой выносить Сатану. Холл в каждой сцене бесподобна и становится настоящим украшением этой неоднозначной, но захватывающей картины. Дуэт главных героев в лице Лоры и человеческого воплощения Михаила – пастора Маркони – тоже получился симпатичным. Лора до самого третьего акта воюет с Лиз и Сатаной за право самой распоряжаться своим телом, но в финале красиво поддаётся тьме, с чем связана одна из лучших сцен, где одержимая Люцифером героиня бесится из-за провала своих слуг. Джо Дойл же, напротив, предстаёт отнюдь не героем боевиков, а скромным священником, тело которого занимает божественная сущность. Его Михаил относительно слаб и ограничен смертным телом, от чего ошибается и оказывается в плену, но именно это несовершенство делает персонажа интереснее и глубже.
«Заговор дьявола» - это явный фильм-«бэшка», рассчитанный на онлайн релиз, но среди «бэшек», пожалуй, работа Франковски выделяется неожиданно крепкой режиссурой, драматизмом и общим уровнем постановки. И хоть на всех западных и русскоязычных кинопорталах зрительская оценка довольно низка, мы не будем поддаваться конформизму и бросим вызов общественному мнению, поставив «Заговор дьявола» на одном уровне с «Легионом» 2010 года, «Призрачным гонщиком» или «Я, Франкенштейн» 2013 года. Во многом эти ленты близки сюжетно и по своей атмосфере, только если голливудский продукт страхуют громкие имена Аарона Эркхарта и Пола Беттани, то «Заговор дьявола» обходится без звёзд первой величины, зато подкупает по-хорошему приятной дерзостью и авантюризмом. Поэтому если вам по душе псевдо-библейские триллеры о борьбе Добра со Злом и вы не слишком щепетильны в вопросах веры, смело выбирайте картину Нэйтана Франковски и, вероятно, не останетесь разочарованы.
Сергей Прудников
Премьера с 26 января