БОСТОНСКИЙ ДУШИТЕЛЬ (BOSTON STRANGLER)
2022, США, 112 мин.
Жанр: детектив, биография, криминал
Режиссёр: Мэтт Раскин
В ролях: Кира Найтли, Кэрри Кун, Алессандро Нивола, Крис Купер, Рори Кокрейн, Давид Дастмалчян, Питер Герети
Если сериал «Охотники за разумом» чему и научил, так это тому, что серийные убийцы – во дела! – являются малоприятными людьми. Это вам не Зак Эфрон из «Красивого, плохого, злого» и не «непонятый гений» из сериала про Дамера. Не зря «Охотники за разумом» Финчера приходят на ум – «Бостонский душитель» куда ближе к «Зодиаку», чем к этакой современной экранизации с романтизацией личности маньяка. По большому счету фильм представляет собой криминальную драму о женщине-репортёрше, которая в альтернативной вселенной была бы очевидным театральным релизом. В современном мире, где Disney купили 20th Century Fox, «Бостонский душитель» стал огрызком для стриминг-сервиса Hulu, однако, всё же достойным просмотра, несмотря на немного летаргический тон повествования.
Кира Найтли играет Лоретту Маклафлин – упрямую журналистку, мать троих детей и вообще умницу-красавицу. В 1968 году Лоретта работает в бостонской газете и пишет всякую чепуху. Вскоре героиня замечает закономерность в недавних убийствах пожилых женщин. Редактор разрешает Лоретте поработать над статьёй и страшные догадки подтверждаются – в Бостоне орудует серийный убийца. Лоретта начинает журналистское расследование, к ней приставляют опытного сыщика из полиции, а вскоре раскрываются запутанные детали дела «Бостонского душителя», что интересно, имеющие вполне реальную основу.
Сместив центр истории с жестоких событий на более обыденные, лента позволяет проникнуться некоторыми деталями. Во-первых, атмосферой: так фильм неплохо передаёт обстановку США 1960-х. Во-вторых, продемонстрированы общие настроения общества, оставшиеся неизменными с тех лет. Редактор, например, не хотел отправлять в печать статью о жертвах, так как это были обычные люди. Оттого и важны действия Лоретты, которые были направлены на побуждение полиции к активным действиям. Финал вообще отдаёт дань уважения реальным участникам тех событий, а остроумный сценарий также пытается найти ответ на сохранение баланса между карьерой и семьёй для работающей женщины.
Любопытно, что сюжетные повороты в третьем акте действительно имели реальную подоплёку. К сожалению, они не всегда позволяют достичь резонанса – если бы подобных событий не было в реальности, то сюжетные детали «Бостонского душителя» можно было бы принять за выдуманную дичь. Из-за этого некоторые элементы выглядят скудно. А вот актёрская игра удалась: Кира Найтли совершает небольшой камбэк после череды неудачных проектов; Крис Купер органичен, хотя персонаж выглядит клишированным до того, что его роль мог бы сыграть любой; и вполне можно догадаться, кого играет жуткий и изобретательный Давид Дастмалчян.
Вполне естественно, что «Бостонский душитель» является не столько криминальной исторической драмой или фильмом о работе журналистов, сколько актуальной лентой. Так сценарий рассматривает такие подтексты как клеветнические нападки СМИ, проблемы дискриминации женщин на рабочем месте (причём ненавязчиво), или даже пытается продвигать чуть ли не революционную в кино идею, что без сенсационных заголовков никто не будет замечать очевидных вещей. Увы, картине не всегда хватает драматического накала: саспенс и триллер уступают современным признакам вкусовщины – дерзко, но не всегда захватывающе.
Егор Рябцев