РЕНФИЛД (RENFIELD)
2023, США, 93 мин.
Жанр: комедия, ужасы
Режиссёр: Крис МакКей
В ролях: Николас Холт, Николас Кейдж, Аквафина, Бен Шварц, Шохре Агдашлу, Брэндон Скотт Джонс, Адриан Мартинес
Воистину, граф Дракула – бессмертное создание, и речь идёт не о вампирской сути как таковой, а о бесконечной кинотеатральной жизни, которую обеспечили прославленному вурдалаку в Голливуде. Не проходит и года, чтобы обаятельный кровосос не заглянул на огонёк, и, казалось бы, все стокеровские мотивы были препарированы на экранах бесчисленное число раз. Все да не все, предположили предприимчивые кинодельцы, и решили взглянуть на трансильванского вампира с позиции поп-психологии. Так появился «Ренфилд».
Для тех, кто запамятовал, стоит напомнить, что Ренфилдом в романе Брэма Стокера звали помощника Дракулы, отличительной особенностью которого была тяга к поеданию мух. Эта черта перекочевала и в скрипт команды режиссёров Райана Ридли, Авы Треймер и Роберта Киркмана, наделивших героя Николаса Холта – того самого Роберта Монтегю Ренфилда – страстью к поеданию насекомых как скрытого триггера для активации сверхспособностей, дарованных Дракулой. На протяжении сотни лет Ренфилд верой и правдой служил Дракуле, оберегал его от охотников на вампиров, исцелял и находил пищу, пока однажды не оказался в группе психологической поддержки для страдающих от созависимых отношений, где герою пришло прозрение – его босс не только кровожадный ублюдок, но и самый настоящий абьюзер! Решая положить конец токсичному партнёрству, Ренфилд невольно ввязывается в разборки мафии и привлекает внимание Дракулы, которому бунт подчинённого оказался не по нутру.
«Ренфилд», по сути своей, остроумная комедия, выворачивающая наизнанку всем известные мотивы и предлагающая взглянуть на взаимоотношения Дракулы и его слуги-фамильяра через призму современных социальных тенденций на психологическое здоровье и, так называемое, self-care. Первый акт ленты Криса МакКея буквально пестрит отсылками на классического чёрно-белого «Дракулу» 1931 года с Белой Лугоши, при этом забавно высмеивая типичные вампирские тропы вроде невозможности войти в дом без приглашения или чистки плащей. И какой же здесь невероятно харизматичный Николас Кейдж, воплотивший Дракулу собственной персоной! Для Кейджа исполнить роль Дракулы было заветной мечтой, и это хорошо заметно на экране. Дракула Кейджа одновременно отдаёт дань уважения как Лугоши, так и Кристоферу Ли, но отыгрывает своего графа в свойственной только ему манере, местами отчаянно переигрывая, а порой откровенно валяя дурака. Но это как раз тот случай, когда слишком плохая игра становится фишкой персонажа, и вот вы уже глаз не можете оторвать от маниакального оскала Кейджа с нелепыми накладными клыками и получаете извращённое удовольствие от его взаимоотношений с героем Холта, прописанных словно по методичке для заправских абьюзеров. Когда два Николаса оказываются в одной сцене, «Ренфилд» становится превосходным зрелищем. Кейджу просто идёт быть взбалмошным кровожадным упырём, а Холту всегда к лицу роли грустных меланхоликов с добрым сердцем.
И всё было бы замечательно, удерживай картина ровный тон на протяжении всего хронометража и не уводи своё внимание с главной двоицы актёров. Но в «Ренфилда» зачем-то ещё запихнули невнятный полицейский процедурал с переоценённой в качестве актрисы рэпершей Аквафиной, которая изо всех сил старается влиться в этот развесёлый балаган с литрами бутафорской крови и оторванными конечностями, но своей плохой игрой и плохо прописанной ролью только портящая все удачные находки ленты. Для сравнения, плохая игра Кейджа здесь феерична, он будто нарочно пытается изображать манеры актёров чёрно-белого кинематографа с их гипертрофированной выразительностью. Плохая игра Аквафины же просто плохая, без подтекстов и скрытых смыслов.
Из других неоднозначных моментов – злоупотребление графикой там, где она совершенно не к месту. Только ленивый не заметит скверно отрисованную кровь в экшен-сценах, которая и по цвету, и по консистенции напоминает кетчуп. Прибегни создатели фильма к реальной бутафорской крови везде, смотрелось бы куда интереснее, да и рейтинг «R» был бы в полной мере оправдан.
«Ренфилд» Криса МакКея – бенефис Николаса Кейджа с ролью его мечты, не взирая на то, что Дракула тут – персонаж второго плана. Но это лучший второй план из всех возможных. После просмотра, пожалуй, никого кроме Кейджа вы и не запомните, ведь ни неплохие, хоть и слегка вторичные, драки с отрыванием голов и рук, ни побочная сюжетная линия с продажными копами и мафией не вызовут столько детского восторга, сколько Николас Кейдж в качестве до чёртиков обаятельного монстра с гастрономической тягой к монашкам и чирлидершам.
Сергей Прудников
Премьера с 30 марта