ВСЕ СТРАХИ БО (BEAU IS AFRAID)
2023, США-Великобритания-Финляндия, 179 мин.
Жанр: драма, комедия, фрейдизм
Режиссёр: Ари Астер
В ролях: Хоакин Феникс, Пэтти ЛюПон, Нэйтан Лейн, Эми Райан, Кайли Роджерс, Джулиан Ричингс
Звонок матери символично застаёт Бо (Хоакин Феникс) прямо на сеансе психоанализа. Трубку испуганный сын не берёт, но и вызов не скидывает: в этом весь Бо. Скопище фобий, низкие навыки коммуникации, нерешительность, неспособность работать, хотя уже далеко за сорок – мать богачка переводит деньги на карточку, живя в коттедже на другом конце страны, отец умер год назад – и вот с таким консциентальным багажом наш герой собирается навестить родительский дом. Тем же днём он покупает рядовой подарок в своём гротескном районе и опаздывает на самолет. Попасть к маме ему необходимо (ввиду кое-какого события это становится фундаментальным вопросом такта), и Бо начинает свою наземную одиссею в родимую гавань.
Многие зрители и критики обвиняют режиссёра Ари Астера в том, что ему всего-то 36, а он уже снял свой откровенно безумный и личный «Такешиз» (Астериз?), поторопившись с этим лет на пятнадцать. Это лишь третья полнометражная работа у человека, а он здесь уже с лёгкой руки делает референсы на две предыдущие, будто подводя итог карьеры. Что дальше, сейчас Долан напишет мемуары? Но дело в том, что как и Долан когда-то, Ари Астер начал снимать кино в возрасте немного за 20 и, как и Долан, сразу захотел высказаться на щекотливую фрейдистскую тему отношений с матерью. Его «Все страхи Бо» основаны на собственной короткометражке 2011 года, и большая незрелость полнометражной работы чувствуется не в финализирующей искренности и показной открытости к монологу на личные темы со зрителем, а в том, как именно автор понимал и писал тогда сюрреалистичный сеттинг (Астер и здесь, и в коротметражке автор сценария).
Он сделал ставку на слишком гипертрофированные перегруженные очевидностью метафоры. Местный искорёженный мир, показанный глазами перманентно испуганного человека, это незрелый конструкт из раннего этапа творчества Астера, собранный, смонтированный, снятый и сыгранный уже опытной командой. Астер-постановщик с его монтажом, саспенсом (элементы хоррора здесь периодически проскакивают), выстроенным кадром, вантейками и мувментом камеры, переходами, смешными зумами, настоящий профессионал и один из лучших в современном кинематографе. Астер-сценарист, Астер-идеолог собственного эдипова посыла, смельчак, дерзнувший выйти из амплуа хоррор-мейкера и раскрыть миру хрупкое нутро, всё ещё творческий подросток, всё ещё не подготовленный к собственному таланту, что проснётся ближе к 30.
В этом трёхчасовом полотне есть, пожалуй, минут сорок, полчасика, от которых не оторваться ни в плане постановки, ни в плане нарратива, где картина хороша во всём – это отрывок у детей леса, вы сами наверняка поймёте, когда увидите. Но не зря там главный герой (не самый сногсшибательный перфоманс Феникса, но это по-прежнему Феникс) воображает не свою жизнь, и перед нами на эти полчаса возникает не наш фильм, не Астер с откровениями про мать, а Астер в роли Уэса Андерсона, Астер в роли Чарли Кауфмана, Астер-рассказчик. А зритель в роли изумлённого психолога, который на длинном-предлинном сеансе уже и забыл, что находится на работе и заслушался на время вкраплённой историей пациента, только что жаловавшегося ему на недостаток родительской ласки. Но незрелый сюрреализм буквально лимонками и пулями разбивает эту нарративную вставку, чтобы вновь вернуть нам наш 2011-й и докатиться на нём до, на самом деле, неоднозначного, не самого ожидаемого и, скорее, удачного театрального финала.
Пропустить «Все страхи Бо» будет, наверное, грешно: после этого фильма за творчеством Астера следить ещё интереснее – поскольку теперь совсем непонятно, куда он повернёт. Кто знает, может, бросит Голливуд ради карьеры рэпера?
Антон Минасов
В кинотеатрах с 4 мая
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Самое амбициозное и – пока что – самое провальное творение Ари Астера. Потрясающий диапазон актёрской игры Хоакина Феникса встречается с настоящим совокуплением банальностей и скучных шаблонов, которое режиссёр пытается выдать за что-то очень смешное и страшное одновременно. Концепт вначале кажется действительно увлекательным, но очень скоро утомляет перегруженностью плоских идей. Сцена с фаллическим метаобразом отца как последняя капля – «Все страхи Бо» и правда смотреть жутко. Жутко скучно.
Кирилл Банницин