КУКОЛЬНИК
2023, Россия, 92 мин.
Жанр: подростковый хоррор
Режиссёр: Сергей Кузнецов, Роман Амслер
В ролях: Мария Миронова, Виталия Корниенко, Полина Ряшко, Александр Новиков, Артём Башенин, Савелий Албутов, Федор Федосеев, Максим Титов, Никита Еликаров
Младшая сестра Сони – Аня – болеет астмой, и мама-врач не находит лучшего решения, чем уехать из города в деревню, поселиться в стареньком доме и надеяться, что свежий воздух поможет Ане поправиться. С чем решительно не согласна Соня, которая оставила в городе друзей, а в деревне моментально стала объектом травли. Да тут ещё Аня находит в заброшенном доме, овеянном жуткими легендами, странную куклу, после чего начинает вести себя агрессивно и всё время говорит о каком-то Кукольнике. Покопавшись в истории деревни, Соня узнаёт, что сто лет назад в деревне и правда жил Кукольник, который, якобы, делал из детей живых марионеток. Только вот на дворе конец 90-х, и верить в потустороннюю дичь Соня совершенно не хочет. Однако же странная кукла всё больше берёт Аню под свой контроль, а в деревне уже какое-то время пропадают подростки…
Российские кинодеятели упорно пытаются освоить жанр хоррора, укоренив его на почве российской действительности, только вот наш народ, прошедший войны, революции, пандемию и много разных других вполне настоящих неприятностей, пугаться отказывается категорически, а посему все попытки устрашить нас западными маньяками, заклятиями и астралами лишь натыкаются на поток встречных шуток и сарказм. Не умеем мы бояться кинематографических монстров, как ни крути. Впрочем, наши режиссёры не отчаиваются и пытаются нащупать страшное в национальном сознании, обращаясь к фольклору о домовых, Бабе Яге и прочей хтони, которую наши предки издревле если уж не побаивались, то уважали. И тандем режиссёров из Кузнецова и Амслера решают, что нет ничего более пугающего, чем истории, рассказанные у лагерного костра. А то, что корни «Кукольника» растут именно из таких вот баек, заметно невооружённым глазом.
История берёт за основу якобы городскую легенду (деликатно не будем вспоминать «Мёртвую тишину» Джеймса Вана) о зловещем мастере кукол, проживающем в старом заброшенном доме, накидываем узнаваемую атмосферу России 90-х с аудиокассетами, плэерами и модой, делаем главными героями детей во главе с бойкой рыженькой Соней, не расстающейся с плэером (кто сказал Макс Мэйфилд?) и получаем… А собственно, получаем мы отечественный закос под «Очень странные дела», потому что даже если максимально пытаться абстрагироваться от внешнего сходства образа Полины Ряшко с образом Сэди Синк в сериале, всё остальное будет упорно намекать вам на то, что сценарист «Кукольника» Роман Амслер писал сценарий сразу после того, как посмотрел финал четвёртого сезона шоу братьев Даффер. Тут даже титульная нечисть – Кукольник – это своеобразный Векна, который охотится на подростков, прочищает им мозги, после чего пеленает их нитями и обращает в безвольных марионеток. В одной из сцен, где Кукольник являет себя во всей красе и хватает Макс, то есть, простите, Соню, за горло буквально считывается та самая сцена, ставшая популярной в социальных сетях и поднявшая в хит-парадах трек Running Up That Hill. И такое явное заимствование не идёт на пользу ленте, которая и так будто бы снималась по методичке «Как снять подростковый ужастик?». Все типичные штампы можете посчитать сами – от взаимоотношений двух сестёр, где младшенькая в любимчиках, а старшая – изгой, до деревенского чудака, который, разумеется, знает о всех тайнах больше всех и обладает ультимативным оружием против зла.
Дети играют не сказать, чтобы совсем уж плохо, но у современной молодёжи едва ли получится передать флёр той самой шпаны из пост-перестроечной России. Если ты не жил в 90-е, то как бы тебе режиссёр не диктовал поведение, у тебя всё равно получится слабенький косплей на жителя ушедшей эпохи. Так и тут олимпийки, кеды и скейт не позволяют в полной мере разглядеть в главной героине ребёнка 90-х. Ну и за партию невинной души вновь отдувается Вита Корниенко – та самая девочка из кучи отечественных фильмов, которая, как будто, вообще не взрослеет и всё время находится в десятилетнем возрасте. Видимо, снявшись в «Вампирах средней полосы» она и правда там была кем-то укушена, иначе не объяснить, как она из года в год, появляясь в новых фильмах, выглядит одинаково. Либо у девочки просто нет детства, а в жизни сплошная работа, что ужастик похлеще любой фантазии.
При этом «Кукольника» не хочется совсем уж разносить в пух и прах. Здесь заметна, на удивление, компетентная работа художников-постановщиков, гримёров и декораторов, которые смогли сделать заброшенное логово Кукольника и самого монстра довольно запоминающимися и по-своему жуткими. На фоне череды бесконечных CGI-недоразумений из фильмов Святослава Подгаевского, Кукольник смотрится очень даже недурно, представляя собой актёра в сложном гриме, который мог бы заставить бояться себя детей младшего и среднего школьного возраста. Взрослого зрителя, к сожалению, история едва ли увлечёт – ностальгическая атмосфера 90-х не раскрыта в полной мере, да и саспенса не хватает, чтобы работа Кузнецова и Амслера смогла встать в один ряд с хитом братьев Даффер.
Сергей Прудников
Премьера с 23 марта