Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Индиана Джонс и колесо судьбы
Автор: Сергей ПрудниковДата: 07.07.2023 13:15
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

ИНДИАНА ДЖОНС И КОЛЕСО СУДЬБЫ (INDIANA JONES AND THE DIAL OF DESTINY)
2023, США,154 мин.
Жанр: боевик, приключения
Режиссёр: Джеймс Мэнголд
В ролях: Харрисон Форд, Фиби Уоллер-Бридж, Антонио Бандерас, Мадс Миккельсен, Джон Рис-Дэвис, Шонетт Рене Уилсон, Томас Кречман, Тоби Джонс, Бойд Холбрук, Оливье Рихтерс, Карен Аллен


Трилогия Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса об отважном археологе с хлыстом и кривоватой ухмылкой Харрисона Форда, вне всякого сомнения, стоит у истоков приключенческого кино. Кажется, «Индиана Джонс», а сперва просто «В поисках утраченного ковчега», является эталоном для жанра, долгое время доминировавшем в прокате, пока ему на смену не пришла супергероика. Потом случилось «Королевство хрустального черепа», которое несколько выбилось из общей атмосферы типичной «индианы», заставив поклонников впервые заговорить о необходимости свернуть серию, пока та не скатилась в маразм вместе с исполнителем главной роли. Но беспощадный Голливуд так просто не отказывается от раскрученных тайтлов, даже если сами Лукас и Спилберг давно умыли руки. На пост режиссёра пятой части назначили сговорчивого и умеющего работать с постаревшими иконами кино Джеймса Мэнголда, а в центре сюжета вновь загадочный артефакт невиданной силы, открывающий своему обладателю тайны пространства и времени.

Хотя, признаемся, первые двадцать минут фильма выглядят своеобразной обманкой, так как имеют совершенно обособленный сюжет. Инди со старым другом Бэзилом Шоу под занавес Второй мировой войны пытаются ловко отжать у нацистов Копьё судьбы (даже странно, что этот макгаффин, столь любимый Голливудом, не появился в серии раньше). У нас тут омоложенный в цифре, но всё ещё выглядящий как продвинутый NPC, Харрисон Форд и просто полный набор штампов о нацистах – начиная пресловутым Копьём и заканчивая тремя актёрами, которых всё время пихают на роли злых немецких учёных – Тоби Джонс, Томас Кречман и Мадс Миккельсен. И если Тоби Джонсу в этот раз досталась роль друга Инди, то Кречман отыгрывает уже надоевший даже ему самому, наверное, образ офицера вермахта (даже в марвеловской «Эре Альтрона» Кречман играл нациста из Гидры), а Миккельсен (тоже, кстати, топорно помолодевший) бегло «шпрехает» на дойче и с пеной у рта доказывает превосходство арийской расы. Клюквы более развесистой придумать уже просто сложно, но Голливуд редко рискует, предпочитая катить свою вагонетку по проторенной колее.

После затянутого пролога с Копьём судьбы мы оказываемся уже в 60-х, где происходит самое огромное разочарование в жизни любого поклонника Индианы Джонса – развенчание мифа об отважном герое. Мы видим Харрисона Форда в одних трусах, постаревшего, обрюзгшего – обычного деда на пенсии, который спит в кресле у телевизора, ругается с молодёжью по соседству из-за громкой музыки и читает лекции в университете, на которых студенты засыпают со скуки. Этот Индиана Джонс весьма далёк от харизматичного авантюриста, а развод с Мэрион и гибель сына на фронте (так сценаристы тактично слили персонажа Шайи ЛаБафа из прошлой части) сделали храброго приключенца постаревшей и серой заурядностью. И от этого на сердце возникает щемящая тоска – не такого финала ждёшь для героя детства, наклейки с изображением которого ты клеил на холодильник и приключениям которого подражал с ребятами во дворе.

Тут в сюжет врывается ещё один штамп, уже спаянный по лекалам современной повестки – крестница Индианы Хелена Шоу, дочка Бэзила, которая подбивает родственничка помочь ей в поисках Антикитеры – древнего механизма Архимеда, который мог, по слухам, рассчитывать координаты временных аномалий (этакий гибрид навигатора и машины времени). Хелена в соответствии с новой этикой умна, бесстрашна и предприимчива, о чём открытым текстом и с вызовом говорит Джонсу. У неё так же имеется мальчишка на подхвате и целый ворох недоброжелателей, потому что, в отличие от правильного Инди, Хелена не гнушается продажей артефактов на чёрном рынке. А Антикитера слишком лакомый кусок для нацистских учёных, которые перешли на сторону США после войны в качестве научных консультантов. Тут, внезапно, очень чётко звучит критика американского империализма, что, дескать, на Луну США полетели только благодаря немецким учёным, которые старательно работали на Белый дом за амнистию военных преступлений. Одним из этих учёных оказался и персонаж Миккельсена – Юрген Воллер, одержимый тайнами Антикитеры. Теперь Инди, Хелене и её подручному Тедди необходимо обойти Воллера, чтобы отыскать потерянную гробницу Архимеда и вторую часть Антикитеры. Традиционно для этого нужно будет исколесить много экзотических стран и повидаться со старыми друзьями Индианы. Каких-то, вроде Саллаха, мы уже видели ранее, а кого-то, вроде дайвера Ренальдо в исполнении Антонио Бандераса, узнаем только в этой части. Впрочем, роль Бандераса в сюжете такая крохотная, что его присутствие вызывает большое недоумение – приглашать колоритного испанца на роль третьего плана кажется расточительством.

Впрочем, по истечении первого часа подзатянутого хронометража лишним вам будет казаться даже сам Харрисон Форд, где в собственном фильме его активно задвигает на второй план Фиби Уоллер-Бридж в качестве очевидной преемницы в нелёгком деле археологии. Форд же большую часть фильма напоминает Шона Коннери из «Последнего крестового похода» - живой багаж, с которым можно весело препираться и кого надо периодически спасать. Не то, чтобы Уоллер-Бридж совсем уж плохой вариант – она в меру обаятельна, активна и хорошо смотрится в экшен-сценах, но так бессовестно воровать приключение своего крёстного всё же неправильно. Но, кажется, что именно Уоллер-Бридж готовят как потенциальную замену Форду в будущих фильмах, если кому-то взбредёт в голову продолжить серию с новым главным героем, а её дебют в «Колесе судьбы» предназначен для того, чтобы студия оценила реакцию аудитории на персонажа.

«Индиана Джонс и колесо судьбы» Мэнголда стремится во всём походить на первые картины серии, но постаревший и уставший главный герой мешает получить от картины полное удовольствие. И в кульминации зритель готов поддержать профессора Джонса в его желании уйти на пенсию, ведь если трудно оправдать существование пятой части, то съёмка шестой стала бы откровенным издевательством как над зрителем, так и над наследием «индианы».


Сергей Прудников



ЕСТЬ МНЕНИЕ
В своё время уже четвёртая часть «Индианы Джонса» казалась лишней, а сам Харрисон выглядел пенсионером, лишним на этом празднике приключений. А метящий на роль преемника сын в лице Шайи ЛаБафа казался дерзким выскочкой, который ещё не дорос до того, чтобы носить легендарную шляпу своего отца. И вот, спустя аж 15 (!!!) лет мы наконец-то ясно видим, что тогда Форд был ещё очень даже ничего, да и харизматичный ЛаБаф в принципе сгодился бы на продолжателя семейных археологических традиций. «Колесо судьбы» же катится куда-то в кювет, усугубляя все минусы «Королевства хрустального черепа», но не способно воспроизвести плюсы. Экшн-сцены тут менее изобретательные, из ведущего актёра натурально сыпется песок, а на пятки ему наступает уже даже не сын, а крёстная дочь – наглая, беспринципная, с огромным самомнением, но полным отсутствием и красоты, и обаяния. Как же несправедливы мы были в 2008-м! Вернись, Шайа, мы всё простим!

Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 2 пользователь(ей), 488 гость(ей) : Денис Востродымов, Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio