БЕЗ ОБИД (NO HARD FEELINGS)
2023, США,103 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Джин Ступницки
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Эндрю Барт Фельдман, Лаура Бенанти, Мэттью Бродерик, Натали Моралес, Скотт Макартур
Личность актрисы Дженнифер Лоуренс довольно примечательна своей неоднозначностью. Девушка довольно рано начала сниматься и моментально завоевала не только зрительскую любовь, снявшись в главной роли в «Голодных играх», но и множество наград и признание критиков. На экране Дженнифер Лоуренс – отважный символ повстанцев, обольстительная мутантка-перевёртыш, человеческое воплощение матери-Земли или роковая femme fatale для героя-мужчины, но в жизни и на красной ковровой дорожке актриса совершенно не укладывается в амплуа дивы. Пожалуй, давно уже стали притчей во языцех сумасшедшие выходки Джен, когда она от волнения перебирает с алкоголем и выходит перед фотографами с диким взглядом совы; или, когда в очередной раз не может справиться с каблуками и падает на глазах у сотен гостей мероприятия; или, когда включает безумную фанатку, замечая кого-то из более именитых коллег по цеху. Именно за эту открытость и искренность Дженнифер Лоуренс полюбилась многим любителям кино. А ещё любое её интервью – готовый комедийный скетч, ведь Джен полна самоиронии, любит и умеет подшутить над собой, коллегами и окружающим миром, и исходя из этих её качеств очень странно, что в послужном списке Лоуренс до сих пор не было ни единой комедии.
Можно, конечно, вспомнить нетфликсовский хит 2021 года «Не смотрите наверх», где Лоуренс составила компанию Леонардо Ди Каприо, но сатирическая драмеди даже на половину не раскрыла талант актрисы к буффонаде, который в ней заложен самой природой. Зато новая картина Джина Ступницки «Без обид», заявленная, как первая «взрослая» комедия в фильмографии Дженнифер Лоуренс, справляется с этим на «ура».
Лоуренс здесь играет тридцатидвухлетнюю Мэдди, которая всю жизнь живёт в курортном городке, водит Uber и как огня боится серьёзных отношений, стабильно пополняя армию обиженных бывших. У Мэдди множество долгов, из-за чего банк грозится отобрать дом её матери, а в качестве просроченного платежа забирает машину, без которой Мэдди не может работать. В отчаянии девушка соглашается на сомнительную авантюру – парочка богатеев готова подарить тачку той, кто сумеет лишить девственности и раскрепостить их слишком замкнутого и нелюдимого сына до того, как он уедет в колледж. Мэдди знакомится с девятнадцатилетним Перси, задушенного родительской гиперопекой, и понимает – если она хочет заполучить трофейную машину, ей придётся применить всё своё обаяние и женский шарм, ведь парень оказывается крепким орешком.
Жанр «взрослой» комедии сегодня переживает глубокий кризис. В прокате всё реже стали появляться новые «Мальчишники в Вегасе», «Несносные боссы» или «Американские пироги», потому что времена и нравы накладывают свой отпечаток на киноиндустрию. То, что раньше мы свободно могли смеяться над пошлостью героев «Пирога», а говорящий пенис главного героя, подбивающий того на непристойности в немецкой дилогии «Муравьи в штанах», был действительно смешным, заслуга сценаристов, не боявшихся острых тем, и аудитории, которая принимала себя и тему секса в кино как нечто само собой разумеющееся. Но можно ли представить подобные картины сегодня, когда Голливуд задыхается от духоты различных ультралиберальных лобби, а безобидная шутка про чью-то грудь может привести в зал суда всех причастных? Отсюда вытекает кризис комедийного жанра, ведь семейные комедии, лишённые пикантности, потеряли в шарме, а «взрослые» ленты просто не снимают из страха.
И тут выходит «Без обид», где главной героине предлагают заниматься откровенным эскортом, чтобы соблазнить парня, который, к тому же, на десять с лишним лет моложе её! Неслыханная распущенность для нового Голливуда! При этом Дженнифер Лоуренс без малейшего стеснения обнажается в кадре, а сцена с потасовкой на пляже, где любой может разглядеть все прелести Лоуренс абсолютно без всякого блюра, станет, мы уверены, со временем легендарной. Пожалуй, именно Лоуренс наполняет картину Ступницки той бешеной энергетикой и драйвом, которых так недостаёт в комедийном кино. Она как рыба в воде чувствует себя в этом жанре, и хочется надеяться, что хоть иногда будет возвращаться к нему, разбавляя свои серьёзные роли образами таких вот своенравных и взбалмошных Мэдди.
При этом примечательно то, что «Без обид» - кино совершенно не пошлое, хоть и оперирует темой секса и обнажёнкой. Напротив, перед нами довольно консервативная и очень проникновенная история о дружбе, где каждый её участник изменяется под влиянием другого. Эндрю Барт Фельдман идеально вписался в образ робкого задрота, который помогает в приюте для животных и опасается сближаться с людьми. Вместе с Лоуренс они создают уникальную химию, которая, на счастье, стараниями сценаристов не вырулила в неправдоподобный роман. В этом плане вообще Ступницки и его соавтора Джона Филлипса хочется похвалить – они избегают типичных клише вроде странной лавстори двух совершенно разных людей, позволяя героям самостоятельно выбрать, кем же они друг для друга останутся в тех обстоятельствах, которые для них уготовили авторы. И итог, получился, на удивление, трогательным, забавным и очень жизнеутверждающим, что не часто встречается в комедиях, где во главе угла желание кого-то с кем-то переспать с корыстными умыслами. Возможно, «Без обид» однажды имеет все шансы стать классикой жанра, который сегодня, кажется, уже почти никому не нужен, но без которого в кинематографе стало как-то скучно.
Сергей Прудников
Премьера с 15 июня