Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Русалочка
Автор: Сергей ПрудниковДата: 26.07.2023 17:21
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

РУСАЛОЧКА (THE LITTLE MERMAID)
2023, США, 135 мин.
Жанр: сказка, семейный
Режиссёр: Роб Маршалл
В ролях: Холли Бейли, Джона Хауэр-Кинг, Мелисса Маккарти, Хавьер Бардем, Нома Думезвени, Арт Малик, Давид Диггс, Джейкоб Тремблей, Аквафина


Оригинальная диснеевская «Русалочка» 1989 года по праву входит в коллекцию лучших работ анимационной студии и ознаменовала своим выходом так называемый «Ренессанс Диснея», пришедшийся на 90-е годы прошлого века. Трогательная история маленькой русалочки, влюблённой в мир людей и нашедшей в нём себя, стала более оптимистичным пересказом драматичной сказки Ханса Кристиана Андерсена, где, как известно, хэппи-эндом и не пахнет, а главная героиня, преданная любовью своей новообретённой жизни, растворяется в пене морской.

Что ж, «Дисней» на рубеже десятилетий не такие драмы был не способен, семейная аудитория бы не поняла, а потому тут и яркий красочный подводный мир, и говорящие рыбы, и традиционная морская ведьма, и прекрасный принц, и «жили они долго и счастливо». После успеха «Русалочки» Джона Маскера и Рон Клементса последовал одноимённый анимационный сериал, значительно расширяющий не только мифологию мира, но и характер самой Ариэль, образ которой, как принято считать, был срисован с молодой тогда ещё актрисы Алисы Милано (Фиби Холливел в сериале «Зачарованные»). На самом деле, Ариэль – собирательный образ из разных типажей. Художник Глен Кин внёс в дизайн Ариэль черты своей жены, а живой моделью для ротоскопирования стала Шерри Стоунер, с которой рисовали все движения русалочки. Зато доподлинно известно, кто послужил прототипом для морской ведьмы Урсулы. Это был травести-артист Дивайн, чей яркий сценический образ вдохновил на корпулентную мадам-осьминога, а также актриса Пэт Кэррол, которая озвучила Урсулу в мультфильме. «Русалочку» высоко оценили как зрители, так и критики, о чём свидетельствует премия «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус» в музыкальных номинациях.

Из беззаботного и прекрасного прошлого переносимся в мрачное настоящее, где сокровища «Мышиного дома», положившие некогда начало возрождению студии, становятся продуктом для переработки и создания игровых ремейков сомнительного качества. «Дисней» уже выпустил «Короля льва», «Аладдина», «Дамбо», «Пиноккио», «Круэллу», «Малефисенту» и «Питера Пэна и Вэнди», сделав акцент на переосмысление старых историй. Где-то злодеи вдруг становятся травмированными и непонятыми личностями, которым можно сопереживать, а где-то ничего существенно не изменилось, но в традиционный сюжет втесались социальные повестки всех видов, режущие глаз своей бессмысленностью и навязчивостью. И игровой ремейк «Русалочки» так же не обошёлся без критики в свой адрес, когда на роль светлокожей рыжей Ариэль кастинг-директор утвердил темнокожую актрису и певицу Холли Бэйли, настолько далёкую от любимого миллионами образа, что это вызвало сильный шок и отторжение у зрителя.

И это тот самый случай, когда одно неверное кастинговое решение разрушило всю магию. Ведь если оставить предвзятость и оценивать новую «Русалочку» Роба Маршалла объективно, лента получилась вовсе не такой ужасной, какой может показаться по зрительским оценкам. Не выдающейся ни в коем случае, но вполне приятной глазу и слуху.

Центральный конфликт остался без изменений: юная русалка грезит о мире людей, который таит для неё много тайн, и влюбляется в человеческого принца, которого, напротив, тянет море. Против увлечения дочери земным резко выступает правитель подводного царства Тритон, а исполнить желание девушки выйти в мир людей соглашается тётушка Урсула – морская ведьма и сестра Тритона, которая пятнадцать лет находится в опале у брата и мечтает поквитаться с ним за былое унижение. Лента Маршалла буквально покадрово переносит сцены из оригинального мультфильма в плоскость игрового кино, отличаясь лишь контекстами и парой новых песен, которые вновь написал Алан Менкен в соавторстве с Лин-Мануэлем Мирандой. К примеру, Урсула здесь выступает активной интриганкой, которая с самого начала форсирует события и выбирает Ариэль в качестве инструмента мести Тритону. В отличие от получившей оправдание Малефисенты, Урсула у Маршалла злая сама по себе, хоть и прячется за обидой на брата.

Мелисса МакКарти – идеальное попадание в образ, а её комедийный талант тут как нельзя кстати. Тритон, которого сыграл фактурный Хавьер Бардем, в целом такой же, как и в мультфильме – строгий, но справедливый отец, видящий в людях угрозу существования подводного мира. Лучшие сцены с ним, это где он просит совета у краба Себастьяна, потому что все без исключения сцены с Себастьяном – прекрасны. Если вы помните губастого краба из анимации, то примерно таким же по характеру получился и краб в фильме, с поправкой на реалистичность образа. Давид Диггз, озвучивший Себастьяна, проделал хорошую работу, и, пожалуй, анимированный краб легко затыкает за панцирь вообще всех людей-актёров. Иронично, что в «Русалочке» Маршала почему-то лучше всех получились именно нарисованные животные – за Себастьяном, олушей Скаттл или многострадальным Флаундером, дизайн которого не пнул только ленивый, действительно интересно наблюдать, они смешно препираются, а у Себастьяна и Скаттл даже есть совместный рэп-трек. Да и сам подводный мир удивительно красиво нарисован и особенно раскрывается под песню «В мире морском», где медузы, полипы и каракатицы вместе пляшут под вокал Себастьяна. Стоит отдать должное Менкену – его песни отлично звучат и сегодня, спустя тридцать с лишним лет после выхода оригинального мультфильма. А новые песни гармонично дополняют знакомый саундтрек.

Так в чём же тогда проблема новой «Русалочки», что её так невзлюбили зрители? Ответ мы дали выше, но повторим: в не оправдавшем ожидания кастинге главной героини. Холли Бэйли неплохо играет и хорошо поёт, но она – не Ариэль из оригинального мультфильма, как бы режиссёр и продюсеры «Дисней» не пытались нас в этом убедить. Впрочем, если вы никогда не смотрели «Русалочку» 1989 года, то, вероятно, версия Маршалла вам понравится. Именно сравнение с оригиналом играет тут важную роль, которая и определяет отношение зрителей к тому, что они видят на экране. При том, что создатели фильма честно попытались оправдать смену расы главной героини, но получилось как-то неубедительно. У Тритона семь дочерей по количеству тех самых семи морей, и каждая дочка символизирует культуру той области, в которой она обитает. Окей, допустимо при условии, что и матери у русалок-принцесс разные, тогда никаких вопросов к семье Тритона и конкретно к Ариэль нет. Но нюанс в том, что мать у всех одна, и её смерть Тритон горько оплакивает, напоминая младшенькой о том, что именно жестокие люди убили королеву русалок. Вот и получается, что при одних родителях дочки получились всех цветов и оттенков, что вызывает недоумение и скепсис.

Другим важным обновлением стало то, что создатели «Русалочки» перенесли место действия в условный Карибский бассейн, где многообразная культура Центральной Америки создаёт яркий микс из нарядов, обычаев и опять-таки народов, его населяющих. Опять же допустимо, если закрыть глаза на датское происхождение Андерсена, но тут сказка несколько идеализировала реальность, превратив местность в некую монархию с чернокожей королевой, принявшей у себя найдёныша из моря – принца Эрика. То, что традиционного диснеевского принца лишили всех регалий и поставили под сомнение его происхождение – шаг, конечно, сомнительный. Видимо, иного способа, как оправдать тягу Эрика к морю сценаристы не нашли. Да и странным кажется, что местная королева Селина не замужем и у неё нет родных детей, кроме приёмного Эрика. Словом, здесь сыграло свою роль то самое неумелое внедрение расовой повестки, не подкреплённой сюжетной необходимостью. Как итог, зритель понимает, что его откровенно дурят, и отказывается воспринимать историю вне заложенного контекста.

Объективно, «Русалочка» Роба Маршала – кино среднее, способное скрасить вечер в семейном кругу, но не претендующее на статус культового. Замени Холли Бэйли на более аутентичную образу Ариэль актрису, и зрители, скорее всего, приняли бы ленту намного благосклоннее. В конце концов, старые песни всё ещё отлично звучат, Себастьян крадёт всё ваше внимание, а в мире морском и правда много чудес, на которые приятно посмотреть.


Сергей Прудников

Премьера с 8 мая
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 580 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio