УГЛОВОЙ ОФИС (CORNER OFFICE)
2022, США, 101 мин.
Жанр: комедия, драма
Режиссёр: Йоахим Бак
В ролях: Джон Хэмм, Дэнни Пуди, Сара Гадон, Кристофер Хейердал, Эллисон Райли, Билл Мэрчент, Кимберли Шоникер
Кафкианский кошмар и экзистенциальная бессмысленность офисного бытия недавно была представлена во всей красе в сериале «Разделение», а теперь и в полнометражном «Угловом офисе». Лента представляет собой экранизацию романа «Комната» (у киноадаптации поменяли название, видимо, чтобы зрители не спутали её с культовой работой Томми Вайсо) и несколько смущает. Так повествование сделали унылым и однотонным – это целенаправленное решение, чтобы у зрителя была возможность поразмыслить над загадкой и проникнуться бесполезностью бытия офисного планктона. На практике получается несколько сюрреалистическая корпоративная сатира с любопытным намёком на интересные сюжетные решения, однако, она всё равно не дотягивает до «Разделения», которое можно рассматривать как идеальное воплощение офисного рабства.
В каком-то зимнем Лимбе расположено здание в стиле брутализма – это офис корпорации The Authority. Джон Хэмм играет Орсона – скромного мужчину, похожего на Неда Фландерса из «Симпсонов», который рассказывает зрителю свою историю. Орсон гордится своей работой, соблюдает трудовую этику и работает ровно 55 минут, после чего делает пятиминутный перерыв. Перфекционист Орсон отталкивает коллег, да и сам мужчина начинает в какой-то момент «выгорать». Всё меняется в момент, когда Орсон находит угловой офис – пустое и элегантное помещение, уединяясь в котором работник отдыхает и получает удовлетворение. Только вот никто из коллег не может увидеть эту выручай-комнату и для окружающих Орсон просто пялится в стену, в результате чего того направляют к психиатору.
«Угловой офис» мог бы быть сильнее, если бы Орсон представлял собой хоть какую-то личность. Сценаристы же в целях усиления драматического эффекта сделали из протагониста претенциозного зануду, чем отталкивают зрителя – ассоциировать себя с таким человеком не получается. Это также не позволяет вникнуть и в эмоции потенциальной любовной интриги. Да и в целом в «Угловом офисе» происходит настолько мало событий, что после просмотра возникает ощущает, будто это была короткометражка. Единственное, на чём у создателей получилось выехать, так это гнетущая атмосфера – Кафка, Бэккет и даже сюрреалистический кошмар (навевающий на воспоминания по «Думаю, как всё закончить») сплелись воедино во временной ловушке рутины «работа-дом».
Если вглядываться в детали, то «Угловой офис» может показаться странным и отталкивающим. Опять же, это решение целенаправленное: корпоративная культура всегда была депрессивной и единственным спасением становится фантазия. В главной роли этого «фантазёра» снялся ныне экспериментирующий Джон Хэмм, так что в «Офисе», незаметном инди-фильме, старается выкладываться по полной. Заметно это в отсутствии обаяния – Орсон такой персонаж, которому харизма Хэмма могла повредить, но актёр удачно представил несвойственный ему образ.
Интригующая кинематографическая динамика «Углового офиса» увядает из-за тяжести формулы – так режиссуре не хватает резкости, а сценарий, основанный на сатире, в конце концов, окончательно растекается. Лучше всего «Угловому офису» подошёл бы дух игры The Stanley Parable, но и подобное заменено на вялый психологизм, исследующий поведение различных типов людей на работе. С другой стороны, ленту всё равно можно назвать напряжённой и убедительной, хотя оценить её в какой-то степени могут лишь представители офисного, простите, быдла – ни смысла в жизни, ни стремлений, просто кошмар рабочего дня 5/2.
Егор Рябцев