ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ДЕМЕТРА» (THE LAST VOYAGE OF THE DEMETER)
2023, США – Великобритания – Мальта – Италия – Германия, 118 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Андре Овредал
В ролях: Кори Хокинс, Эшлинг Франчози, Лиам Каннингэм, Давид Дастмалчян, Крис Уолли, Джон Джон Брионес, Стефан Капичич, Мартин Фурулунд, Николай Николаефф
Стараниями Голливуда валашский князь Дракула и в самом деле обрёл бессмертие в качестве ультимативного вампира всех времён и народов. Мог ли представить тот самый Влад Цепеш, что когда-нибудь войдёт в историю не как правитель своих земель, а как кровожадный вурдалак, коим его выставил предприимчивый ирландец Брэм Стокер? И мог ли представить сам Стокер, что дал жизнь персонажу, чьё кинематографическое бессмертие, кажется, абсолютно?
В том или ином виде Дракула появляется в кино регулярно. Ранее в этом году культовый образ уже примерил Николас Кейдж, вступив в конфронтацию со своим помощником в «Рэнфилде», а теперь на экраны вышло «Последнее путешествие «Деметра»» Андре Овредала, взявшего за основу главу из «Дракулы» Брэма Стокера, рассказывающую от лица капитана судна «Деметр» о чертовщине на борту, перевозившем загадочные ящики с землёй и одного крайне голодного пассажира.
Лента Овредала идёт по пути камерного хоррора, предлагая свою версию «Чужого» в открытом море, где экипаж грузового парусника оказывается отрезан от большого мира в компании одного монстра, истребляющего матросов одного за другим с какой-то потусторонней жестокостью. На борту помимо бывалых моряков так же есть животные и малолетний капитанский внук, и монстр готов кормиться всеми ими без жалости и сострадания, что временами делает «Последнее путешествие «Деметра»» довольно жёстким и некомфортным для просмотра. Дракула здесь не лощёный франт, каким мы могли видеть его в исполнении Гэри Олдмана, и не страдающий за свой народ как Люк Эванс, и даже не фриковатый нарцисс как тот же Кейдж. Дракула у Овредала – беспощадный монстр, напоминающий поначалу иссохший труп, который с течением хронометража и с каждым выпитым матросом превращается в гигантскую летучую мышь с клыками и когтями. Этот хищник умело прячется в недрах корабля, подобно какому-нибудь ксеноморфу, и нападает тогда, когда жертва меньше всего к этому готова. Дракулу воплотил на экране испанский актёр Хавьер Ботет, чей высокий рост и неестественная худоба оказались весьма кстати для образа потустороннего кровопийцы.
В команде корабля тоже собрались все классические типажи – чернокожий доктор, которого никто не воспринимает всерьёз; мягкосердечный капитан; его внук; суровый первый помощник; несколько раздолбаев-матросов; набожный кок; да безбилетница, отданная в качестве перекуса вампиру заботливыми румынскими поселенцами. Архетипичные герои гармоничны в этой в целом шаблонной истории, где каждому уготована его участь в соответствие с характером. Во время просмотра «Деметра» у вас едва ли возникнет ощущение новизны происходящего, да и особой интриги Овредал создавать не торопится, придерживаясь проторенной жанровой колеи. Вы даже скорее всего сразу определите того единственного, кто уцелеет в этой морской мясорубке, а читавшие Стокера не будут удивлены открытым финалом, ведь плавание вампира через море было лишь промежуточным этапом в его путешествии в Лондон, где разворачиваются основные события «Дракулы».
«Последнее путешествие «Деметра»» понравится тем, кто соскучился по кровожадным и жестоким вампирам и любит клаустрофобные хорроры вроде «Чужого». Однако, стоит отметить, что Оврадал на такой благодатной почве не сумел построить ничего достаточно страшного, от чего даже в короткометражной «Плохой поездке» Дэвида Финчера, вошедшей в третий сезон антологии «Любовь, смерть + роботы» (тот самый с гигантским плотоядным крабом в корабельном трюме), больше саспенса и первобытной хтони, чем в двухчасовом трипе с главным киновампиром современности.
Сергей Прудников
Премьера с 9 августа